Эволюция красоты. «Пытошная»
Две заключительные статьи проекта «Эволюция красоты» — не самые приятные, предупреждаю сразу. Особенно сегодняшняя, где речь пойдёт о косметической хирургии. Слабонервным — как минимум зажмуриваться при виде фото.
Косметическая хирургия начиналась с благородной целью восстанавливать утраченное, а не приукрашивать имеющееся. Знания, которые сегодня используют хирурги-пластики, чтобы «из крокодила сделать бабочку», их предшественники копили с древних времён. Они оттачивали технику на сифилитиках в эпоху Ренессанса и экспериментировали над пострадавшими двух мировых войн.
Если попросить группу людей внимательно посмотреть на себя в зеркало, девять из десяти найдут к чему придраться. Уверена, что восемь из этих девяти в качестве объекта несовершенства выберут нос. Именно эта выдающаяся часть тела спровоцировала появление косметической хирургии. Человечество в прямом смысле слова носами «пропахало» путь к желанному будущему с роскошными объёмами и нестареющим лицом.
В древние времена носы рубили направо и налево, прямо маньяки какие-то: что ни древний эпос, то просто горы искромсанных лиц. Подобное наказание применялось к неверным жёнам, насильникам, ворам и убийцам: безносых было легко идентифицировать. Такая «справка о судимости» многих не устраивала, потому желающих восстановить орган обоняния хватало.
Упоминания о реконструкции носов встречаются в той же «Рамаяне», но первое подробное описание ринопластики (операции по восстановлению или изменению формы носа) — трактат по практической хирургии VI века до нашей эры «Сушрута-самхита». Древнеиндийский метод возвращения носа, между прочим, дожил почти до XX века. Завоевавшие Индию британцы вывезли технологию в Европу, где её довольно долго использовали хирурги-пластики.
Восхищаясь достижениями индийских хирургов, учёный-индолог Артур Бэшем в своей книге «Чудо, которым была Индия» (1794 год) писал:
«Особого внимания заслуживают пластические операции древних индийских врачей. Они умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области восточная хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII века, когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики».
Chirurgia Decoratoria
Эпоха Ренессанса подбросила ринопластике новых клиентов. Европу захватила «эпидемия» сифилиса — отсутствие носа «портило» жизнь многим достопочтенным синьорам.
В XVI веке хирург Гаспар Тальякоцци из Болоньи изобрёл свой собственный метод ринопластики. Новизна заключалась в возможности избежать огромного шрама на лбу, который оставался после индийской техники.
ОперациюТальякоцци проводил в несколько этапов, каждый из которых был довольно болезненным. Кожу для нового носа он брал с передней поверхности плеча. Сперва там делали два параллельных надреза, приподнимали кожу и в течение двух недель подкладывали под неё кусочек полотна. После уже отделившийся от руки лоскут кожи отрезали по верхней линии, оставляя его свободно «висеть» на руке ещё 14 дней. Потом начиналось самое интересное.
Чтобы прирастить этот лоскут к лицу, не разрывая при этом необходимую для сохранения имплантата «живым» связь с телом, руку пациента в течение 20 дней удерживали сложной косой повязкой. Затем лоскут кожи отрезали от руки и формировали крылья и перегородку носа.
Гаспар Тальякоцци был одним из первых идейных хирургов-пластиков. Он был убеждён (и опрометчиво не скрывал своих убеждений), что человек имеет право «вернуть» себе лицо, вместо того чтобы покорно жить с дарованными судьбой увечьями.
«Мы лечим и восстанавливаем части тела, данные природой, но отнятые роком. Мы делаем это не для приятности глаз, а для того, чтобы поддержать надежды получившего травму человека и помочь его душе».
1597 год, иллюстрированный трактат «О хирургии дефектов всаживанием»
Трактат, в котором, кроме размышлений о миссии косметического хирурга, была скрупулёзно описана вся технология операций, очень не понравился Католической церкви. Тальякоцци изменял человеческое лицо, духовенство расценило это как попытку вмешательства в Божий замысел. Через два года после смерти учёного предали анафеме и «отлучили» от церкви: останки Гаспара Тальякоцци были эксгумированы и перезахоронены на «неосвящённой» земле, за оградой кладбища.
Развитие эстетической лицевой хирургии приостановилось. Следующие 200 лет последователи Тальякоцци вовсю пользовались его наработками, но никаких особенных собственных изобретений в пластику не принесли.
Нос — «новая эра»
В середине XIX столетия произошло два очень важных события в истории медицины: 16 октября 1846 года была сделана первая безболезненная, благодаря изобретению анестезии, операция, а случившееся чуть позже появление антисептиков значительно улучшило санитарные условия в операционных. Снижение риска заражения и относительная безболезненность операций подогрели интерес к косметической хирургии.
Через некоторое время пластика вошла в моду, и уже к концу XIX века хирурги находились в постоянном поиске новых технологий и материалов. При протезировании в ход шли благородные металлы, янтарь, слоновая кость, хрящи животных. Позже специалисты обратили свой взор в сторону более пластичных материалов. Одним из первых было гуттаперчевое дерево — по сути, затвердевший сок, который расплавлятся при нагревании. (Интересно, как звучала «инструкция по эксплуатации» для пациентов? «Не нагревать, иначе потечёт из носа»? Бррр…)
После изобретения парафинового воска косметических хирургов вообще обуял истерический восторг, по силе сравнимый разве что с безграничным ужасом их пациентов, пожинающих последствия непроверенного средства.
Восхищённые свойствами парафина, которому можно было придать любую форму, хирурги развили бурную деятельность: его впрыскивали под кожу, переделывая скулы, носы, увеличивая грудь и ягодицы, а в некоторых случаях и пенисы.
Последствия были просто ужасными. Через время парафин образовывал комки, перемещался под кожей, провоцировал язвы, люди слепли, у некоторых появлялись сгустки крови в лёгких, плоть увядала и в конечном итоге отмирала. Вместо нового метода косметические хирурги изобрели новую «болезнь» — парафиному.
Из-за парафиновой лихорадки тень шарлатанства легла на всю пластическую хирургию. Общество с пренебрежением стало относиться даже к специалистам, — которые не украшали, а восстанавливали лица, — окрестив всех без разбора псевдохирургами. Когда в 1900 году берлинский хирург Жак Йозеф успешно провёл операцию по устранению лопоухости, он был тут же уволен за то, что «подмочил» репутацию клиники.
Но Йозеф не сдался и продолжал опыты. Первую эстетическую ринопластику внутреносовым способом (то есть без разрезов на лице) он сделал уже в собственном медицинском кабинете.
Научная публикация Жака Йозефа «Ринопластика и прочие пластические операции на лице», опубликованная в 30-х годах ХХ века, стала первым научным руководством в области эстетической (то есть не восстановительной, а украшательной) пластической хирургии и цитируется до сих пор.
Восстановительная пластическая хирургия не только не отставала в технологиях от «сестры-косметички», но и вернула себе былое уважение и славу. Во время Первой мировой войны молодой британский хирург сэр Гарольд Джиллис сделал всё для того, чтобы пластика стала полноправной частью медицины. Звучит ужасно, но биологического материала для работы и совершенствования методов у Джиллиса было предостаточно: около двух миллионов солдат возвращались домой с лицами, которые были изрыты шрапнелью и сильно обожжены.
В 1915 году у Джиллиса уже был собственный блок для восстановительной хирургии, а всего через два года он возглавил узкоспециализированную больницу.
Джиллис развил идею российских хирургов, которые первыми, надо отдать им должное, попытались изобрести способ свести к минимуму риск заражения при пересадке кожи. Метод состоял в том, что пересаживаемый лоскут сворачивали в трубку, так что снаружи имплантат продолжали беречь естественные защитные функции кожи, а пути для проникновения инфекции внутрь были перекрыты. Однако на этом этапе россияне по непонятным причинам застопорились.
Военный доктор сэр Гарольд Джиллис, который теперь считается отцом пластической хирургии ХХ века, воспользовался наработками коллег из России, когда столкнулся с потребностью делать удалённые пересадки. Причиной был комплексный характер травм солдат — у многих, кроме увечий на лице, была обожжена большая часть тела — и подходящий для восстановления лица неповреждённый «лоскут» кожи мог находиться, например, на ноге или спине.
Суть технологии, которую придумал Гарольд Джиллис, состояла в следующем: нужный лоскут кожи снизу вверх поднимали постепенно, несколько раз временно приживляя его всё выше и выше, пока он не занимал свою финальную позицию на носу или подбородке. Таким образом внутри имплантата всё время поддерживалось кровообращение. Своему изобретению Джиллис дал романтическое название «Вальсирующая ножка» («walking-stalk skin flap»).
Гарольд Джиллис прославился не только своими достижениями в восстановительной хирургии — ему принадлежит авторство первой в мире операции по смене пола. С 1946 по 1949 год Джиллис провёл 13 успешных операций, чтобы сменить пол женщине, которая стала Майклом Дилланом. А пять лет спустя он и его коллеги провели операцию и помогли уже мужчине, Роберту Коуэллу, стать женщиной по имени Роберта Коуэлл.
К 90-м годам ХХ века и восстановительная, и эстетическая хирургия имели на руках массу технологий и демонстрировали ошеломляющие возможности. И если вы думаете, что это касается только Европы и Америки, — вот вам документальное свидетельство о том, какие чудеса творила эстетическая ринопластика в СССР. Этот документальный фильм — о работе корифея эстетической медицины Вахтанге Хуцидзе. Посмотрите, не пожалеете.
Поднимите мне веки
Первая подтяжка лица была выполнена пожилой польской аристократке (имя история не сохранила), которая долго уговаривала немецкого хирурга Юджина фон Холландера «поднять её щеки и углы рта». Холландер вырезал пять сантиметровых полосок кожи по росту волос от одного виска к другому, — освободившееся место позволило ему подтянуть кожу лица вверх и в стороны. Метод — как по мне, зверский — дожил до наших дней, изменился лишь способ нанесения швов, и добавилась возможность глубже проникать под кожу, чтобы обеспечить равномерное «натяжение» обновлённого лица.
Экспериментальная операция Юджина фон Холландера прошла успешно, но опубликовать её описание и подытоживать полученный опыт немцу не хватило духу: считалось, что старение — это естественный процесс и операции такого характера портят репутацию хирургов.
Круговую подтяжку лица, предполагавшую разрезы ещё и под подбородком, первым провёл француз Раймон Пассо. В период между двумя мировыми войнами появилось время снова подумать о красоте, и Пассо этот спрос успешно удовлетворял. Он же дал старт операциям по увеличению груди, закачав своей пациентке жир из других частей тела. (Любопытно, что операции по пластике груди проводились и до Пассо, но их целью всегда было не увеличение, а уменьшение груди. При этом большей частью пациентов были мужчины.)
Первая женщина-пластический хирург Сюзанна Ноэль начала свою практику в 1912 году во Франции. Знаменитая Сара Бернар делала пластические операции только у неё.
В 1930 году в Париже пластические хирурги со всего мира впервые провели конгресс, на котором обобщили методы хирургического омоложения лица и обозначили себя в системе координат хирургического мира.
То, что начиналось как захватывающий эксперимент, сегодня для хирургов-пластиков — рутина. Изменился и потребитель — эстетическая хирургия стала доступной не только для привилегированного меньшинства. Однако именно меньшинство по-прежнему задаёт тон в этой сфере — от модных тенденций до извращений.
После смерти короля поп-музыки Майкла Джексона психиатры стали говорить о новом психическом расстройстве, известном отныне как «синдром Майкла». Под синдромом Майкла понимают психическое заболевание, при котором пациент настолько сильно неудовлетворён своей внешностью, что готов бесконечно менять её при помощи пластических операций — до некоего никогда не достижимого «совершенного предела», который он сам себе установил.
Параллельно с хирургической косметологией развивались и салонные процедуры. Предлагаю — честно говоря, скорее смеха ради, чем в исследовательских целях, — посмотреть, как выглядели «новинки» в начале ХХ века.
Силикон и целлюлит
Специальные антицеллюлитные приспособления массово появились в спортзалах в 40-х годах ХХ века. Они пользовались большой популярностью, но не всем хотелось тратить столько времени ради возможного эффекта в будущем.
Звёздный час для тех, кто хотел решить вопрос с животом и бёдрами раз и навсегда, наступил в 1974 году — была изобретена липосакция. Раньше врачи пробовали, с разной степенью успешности, просто удалять подкожный жир. Новая технология предполагала, что подкожный жир разрушался и доводился до состояния «желе» прямо под кожей, а потом отсасывался с помощью вакуумного насоса через небольшую дырочку.
Понятие «силиконовая грудь» принадлежит 40-м годах ХХ века. Правда, его суть в те годы была несколько иной, чем сейчас. Для увеличения молочной железы «врачи-франкенштейны» поначалу использовали силикон в качестве инъекционного материала. Подобные «уколы» были популярны у японских проституток: присутствие американского контингента на Японских островах породило спрос на женщин с «приличными» объёмами.
Осложнения после таких инъекций по кошмарности были сопоставимы с последствиями парафиновых вливаний. Прятать силикон в специальные протезы хирурги догадались только ближе к 60-м годам. Ещё некоторое время понадобилось для того, чтобы выбрать безопасный материал для протезов.
В 1961 году хирурги из Хьюстона Томас Кронин и Франк Героу начали разрабатывать принципиально новый имплантат для женщин, которые хотели исправить свою грудь после родов. «Пионерами» совместно с компанией-лидером по производству силикона, Dow Corning, был создан протез в виде мешочка из силиконовой резины, наполненного силиконовым гелем.
Хирургам просто повезло: чуть меньше чем через год живым подтверждением надёжности «находки» стала американка Тимми Джин Линдси. Мать шестерых детей пришла в клинику, чтобы свести тату в виде ужасных красных роз на груди с подписью «I Love Fred Reyes», а стала участницей эксперимента в обмен на то, что хирурги ликвидируют её лопоухость. И после двухчасовой операции стала обладательницей третьего размера груди. Сейчас 80-летняя прабабушка Тимми Джин живёт, здравствует и гордится тем, что стала первой женщиной, согласившейся в далёком 62-м на операцию.
В 2010 году было сделано 1506475 операций по изменению размера груди, из которых 333648 — в США, 254214 — в Бразилии, 85099 — в Мексике и 75255 — в Италии, оказавшейся на четвёртом месте. Однако Италия занимает третье место в классификации, отражающей число таких операций с учётом численности населения, сразу же после Бразилии и Греции. Средняя стоимость операции $3629.
Если вам интересен не только результат, но и процесс, а также если у вас крепкие нервы, рекомендую сериал «Части тела» («Nip/Tuck», 2003 год). На примере частной клиники в нём поэтапно раскрыта формула «Скажите, что и где вам не нравится, и мы за большие деньги это исправим. Особенно грудь». Картинка даже слишком реалистичная: скальпель, разрез, кровь, внутренности — действительность как она есть. Мне хватило одной серии.
Пытливый ум пластических хирургов, желая в спешке занять очередную нишу, придумал ещё один способ использования усовершенствованных силиконовых имплантатов — глютеопластику («наращивание поп»), надо же было уравновешивать N-ный объём груди.
Силиконовыми имплантатами также корректируют скулы, подбородки, колени и икры.
Расти большой
Существует вид «зверства», который я не смогу понять. Никогда. Это хирургическое увеличение роста с помощью переломанных голеней. Для того, чтобы увеличить рост максимум на 10 сантиметров (это если очень-очень повезёт), хирург надпиливает кости, устанавливает аппарат Елизарова, а пациент подкручивает ручки на аппарате, ежедневно растягивая кости на один миллиметр. Полгода в аппарате, всё это время — нешуточные боли; гарантированный результат — примерно 7-8 сантиметров.
Интересно, думал ли Елизаров о том, что его изобретение будет удовлетворять потребности сумасшедших в погоне за идеалом?
«Гуманный» Photoshop
Конечно, компьютерная мышка гораздо симпатичнее скальпеля, и борьба с недостатками лица и фигуры не в операционной, а на экране монитора на первый взгляд кажется вполне безобидным занятием. Но это только если забыть об этике и влиянии глянца на массы. «Сделано в Photoshop» — что-то не припомню такой надписи под фото моделей и знаменитостей. Теоретически все всё знают, но на практике этот прямой обман только пополняет ряды клиентов пластических хирургов.
К слову, сами создатели Photoshop с удовольствием переключились на непрофессиональную женскую аудиторию. В рекламном ролике ниже программу расхваливают как альтернативу «пластике» и гораздо более эффективное средство, чем любой крем для лица.
Откровенное враньё глянца со временем достало даже политиков. Несколько стран начали Photoshop-ную войну — правда прищучить им удавалось только компании, которые рекламировали омолаживающую и всячески улучшающую внешность продукцию, и только за те снимки, которые использовались в рекламе как подтверждение эффективности продукта. Нанятые компаниями компьютерные гении научились виртуозно заметать следы. Тогда другие гении покруче, работающие с Министерством обороны США, создали специальную программу, способную распознать «фальшивый снимок».
Ещё не всё
«Пытошная» индустрии красоты на поверку оказалась такой огромной, что впихнуть в один материал все мучительные штуки, которые испытывают на себе женщины в погоне за идеальным чем-нибудь (а лучше всем сразу), не представляется возможным. Поэтому будет ещё один самый-самый последний материал в проекте «Эволюция красоты».
Чтобы его написать, мне понадобилось вспомнить, что по первому образованию я — инженер, и мысленно несколько раз поблагодарить некоторых моих преподавателей. Также трудности доставляли поиск приличных синонимов к определённым частям тела и хихиканье коллег, когда я просила их в этом мне помочь. Для тех, кто не может отдышаться после этой статьи, добавлю, что в следующей будет гораздо меньше кровожадного. Вторая «Пытошная», скорее, о забавном и нелепом, хотя есть в ней и несколько печальных эпизодов.