2000-е. Барби-гот
Двухтысячные годы для индустрии моды и красоты — не просто следующее десятилетие. Человечество, получив редчайшую возможность наблюдать переход из одного тысячелетия в другое, буквально зациклилось на «магических» трёх нулях. XX-й век сменился веком XXI-м, но даже столетиями считать никто уже не хотел. Вселенские масштабы, глобализация и виртуальность — направления базовых перемен почти в любой сфере в это время.
То, что пространство поделилось на «online» и «offline», круто повернуло представления об эталоне женской красоты: иконами стиля становятся вымышленные персонажи. Одновременно мода и шоу-бизнес перестают замечать географические границы, щедро добавляя к стандартам женской красоты и дизайнерским коллекциям черты самых экзотических национальностей.
В 1999 году титул «модель десятилетия» уже не вручали, вместо этого журнал Vogue объявил о появлении «модели тысячелетия». Ею стала сверхвостребованная Жизель Бундхен по прозвищу Тело. Именно Бундхен вернула на подиум и обложки модных журналов, до того заполненные бледными андрогинами, округлые формы и здоровый цвет лица.
Фигуристые наследницы красавиц порно-шика 80-х довольно быстро, в прямом смысле слова, грудью подвинули болезненно худых моделей. Те немногие, что остались в обойме, были вынуждены добавить к понятию «героиновый шик» приставку «лайт» или внезапно «обрести телесность», как, например, ведущая модель анорексичных 90-х — Кейт Мосс.
Но, если вы думаете, что проблема анорексии перестала быть темой №1 в двухтысячные, вынуждена вас разочаровать. Реинкарнация порно-шика не была калькой с восьмидесятых, новое тысячелетие требовало от живых женщин невозможного — большая грудь и минимальные объёмы во всех остальных местах.
В 2006 году уругвайская фотомодель Луисель Рамос упала во время показа в обморок, а вскоре скончалась от сердечного приступа, вызванного недоеданием.
В этом же году, двумя месяцами позже, бразильская модель Ана Каролина Рестон ушла из жизни по той же причине.
В 2007 году, пережив всего на 6 месяцев свою старшую сестру, от сердечного приступа скоропостижно скончалась Элиана Рамос. Причина та же — истощение.
Организаторы модных показов установили разрешённый лимит индекса массы тела, но на общую ситуацию это не повлияло — очень немногие дизайнеры соглашались работать с девушками, у которых размер одежды был больше 40-го.
Эксперименты над физической оболочкой
Пластическая хирургия к новому тысячелетию пришла не с пустыми руками — усовершенствованные технологии переместили операции по изменению внешности в разряд обыденных косметологических процедур, а косметология существенно расширила «меню». Ботокс, немного силикона, наращивание ногтей и волос, на закуску — обязательный солярий.
Если силиконовая грудь за 20 лет уже порядком примелькалась, то такое количество перекроенных лиц, как в двухтысячные, общественность еще не видела. Широкие возможности хирургов позволяют дамам любые фантазии, большая часть которых теперь связана с желанием получить противоположное. Женщины европейского типа «накачивают» губы, поднимают скулы и завивают локоны, как у латиноамериканок или негритянок. Последние, наоборот, выравнивают носы и шевелюру.
Для наглядности — вот вам изумительный стёб на тему десятилетия женщин-трансформеров от P!nk.
Всё ради бренда, или эпоха «лейблов»
Заданное двухтысячными направление к игнорированию границ, в широком смысле слова, с успехом использовало новое поколение дизайнеров. Том Форд, Джон Гальяно и Марк Джейкобс не только вдохнули жизнь в слегка подуставшие бренды Gucci, Christian Dior и Louis Vuitton, но и окончательно объединили моду, шоу-бизнес и киноиндустрию.
Преимущество тесного сотрудничества модных домов со знаменитостями было очевидным: звёздам с мировой славой не нужно было прилагать усилий для того, чтобы наделить шармом любой наряд — они уже олицетворяли собой мир фантазий. При этом благодаря информационному буму массовый потребитель видел селебритиз так часто и знал так много подробностей их жизни, что подсознательно считал «своими» и безоговорочно доверял в вопросах хорошего вкуса.
Тенденцию радостно подхватили журналы, которым «смычка» дизайнеров и звёзд обещала двойную выгоду: больше доходов от рекламы и расширение аудитории. После любого мало-мальски заметного события — главный вопрос, кто во что был одет. Ответы, которые теперь получают читательницы журналов, хотя и в высшей степени подробны, но сосредоточены уже не столько на силуэтах и цветовой гамме, сколько на перечислении «брендов». Вместе с «модным образом» журналы вручают женщинам «список покупок».
Согласно модной иерархии прежних десятилетий, живые иконы стиля стояли гораздо выше «брендов». Это касалось не только актёров или певцов, но и неразрывно связанных с модными домами моделей. Даже супермодели — Наоми Кемпбэлл, Клаудия Шиффер, Линда Евангелиста, Кристи Тарлингтон, Синди Кроуфорд и другие, — имевшие эксклюзивные контракты с конкретным кутюрье, всё равно оставались на первом плане.
Питер Линдберг, фотограф:
«В начале эти женщины совершили революцию. Они были бесподобны внешне, умны, убирали назад волосы и не носили макияж — вот как всё было. Миром моды правило 10 лиц, но эти 10 лиц впоследствии были обесценены модной индустрией. Со временем они утратили свою свежесть, независимость и стали такими же, каких мы привыкли видеть в журналах».
В двухтысячные — вся власть у «лейблов». Недоступные прежде кутюрье — «вышли в люди». Мало того, что их личная жизнь, манера одеваться и особенности времяпрепровождения теперь занимают таблоиды не меньше, чем жизнь актёров или моделей. Сами дизайнеры перестали дичиться массового покупателя.
Начало положили бутики «готового платья»: относительно недорогая бижутерия, шарфики, ремни и сумочки. Раззадорившись, дизайнеры родили «массклюзив»: Карл Лагерфельд первым из именитых кутюрье начал сотрудничать с глобальным супермаркетом одежды H&M, создав коллекцию «Karl Lagerfeld, couturier chez H&M» в 2004 году.
Демократизация моды понравилась обеим сторонам. Модные дома увеличили доходы, а женщины даже с небольшим достатком получили возможность прикоснуться к модной элите. Брендированы не только одежда и аксессуары, цена которых всё же кусалась, — заветные буквы штампуют на косметике, лаке для ногтей и капроновых гольфах, чтобы купить «лейбл» мог любой желающий.
Примерно в это же время появляется один из первых интернет-магазинов дизайнерской одежды «Net-A-Porter». Он оформлен как журнал мод, и у него около 300 тысяч покупателей, не считая в десятки раз большего количества мечтающих сделать покупку посетителей.
В свободное от демонстрации брендов время звёзды эпохи гламура предпочитали раздеваться, делая ставку на идеальный загар, плоский живот, «правильную» грудь и место, откуда растут длинные стройные ноги.
Разобравшись с основными тенденциями индустрии, переходим к наглядным примерам, демонстрирующим, каким стал общепринятый эталон женской красоты в первом десятилетии ХХІ века.
«Мисс Вселенная» эпохи гламура
«Мисс Вселенная 2000». Как звучит! Владельцы конкурса не остались равнодушными к дате с тремя нулями, почувствовав необходимость подвести итоги и начать с нового листа. С готовым предложением тут же выступили греки — именно эта страна принимала тогда конкурс: начать новую эру с радикального изменения существующих канонов женской красоты. Эталоном для конкурса, по греческой версии, должна была стать… Венера Милосская. Тогдашний министр коммерции, промышленности и туризма Кипра Никос Роландис пытался даже «одолжить» в Луврском музее оригинал статуи. Он считал античную статую первой «Мисс Вселенная» и пророчил её «наследнице» победу.
В результате единственная девушка, которая объёмами была близка к древнегреческой богине, — «Мисс Тёрк и Кайкос» — покинула конкурс под 79-м номером.
С «нового листа» не получилось ещё по нескольким причинам. Конкурс в 2000-м году не обошли уже привычные для «Мисс Вселенная» политические дрязги: Турция отказалась прислать свою представительницу из-за натянутых отношений с Кипром, а «Мисс Ливан» и «Мисс Израиль», проиллюстрировав полное отсутствие «взаимопонимания» между государствами, отказались друг с другом разговаривать.
«Мисс Вселенной 2000» стала Лара Датта из Индии — дополнительные баллы, которые позволили опередить соперниц, она получила от судей за свою речь: жюри отметило «ясность мыслей и прекрасный английский».
«Я думаю, что такие конкурсы, как «Мисс Вселенная», дают нам, молодым женщинам, возможность осваивать любые области жизни, которые нам бы хотелось, и достигать в этом успеха, будь то предпринимательство, Вооружённые Силы, политика. Они предоставляют нам трибуну, с которой мы можем выражать своё мнение и озвучивать свой выбор, они делают нас сильными и независимыми, какими мы на сегодняшний день и являемся».
Я же отмечу, что Лара похожа на одну из самых успешных латиноамериканских актрис в Голливуде, женщину горячих кровей Сальму Хайек.
В 2001 году был пятидесятилетний юбилей конкурса — «Мисс Вселенная» гостила в Пуэрто-Рико. Впервые за всю историю театрализованное шествие вели супермодели: Наоми Кемпбэлл и Эль Макферсон.
Из газет того времени:
«Этот год в истории конкурса «Мисс Вселенная» был отмечен резким снижением IQ ведущих. Уму непостижимо, как мог конкурс отказаться от таких остроумных и внятных шоуменов, как Джек Вагнер (1998-1999 г.г.) и Синбад (2000 г.). И взять на их место не умеющих связать двух слов супермоделей Наоми Кемпбэлл и Эль Макферсон?
За шимпанзе на роликах и то было бы интереснее наблюдать».
Кроме того, конкурс 2001 года «прославился» уймой скандалов и экстремальными попытками участниц привлечь внимание к собственной персоне.
Пресса была переполнена сообщениями о двух конкурсантках: «Мисс Франция» Элоди Госсен всю дорогу оправдывалась, что она не трансвестит (кстати, такой PR не помешал ей дойти до полуфинала, но, к сожалению, приступ радикулита на нервной почве «отнял» у неё левую руку, и в тройку лучших Госсен не вышла); «Мисс Бразилия» Джулиана Борхес вдруг «на всю Ивановскую» раззвонила, что она прошла через 19 (!) пластических операций, — несмотря на все протесты общественности, «человек-манекен» продолжала принимать участие в конкурсе.
Из забавного: «Мисс Словения» Аладжич Минка отметила свой дебют самым странным вечерним платьем, которое в прессе сравнили с костюмом супергероя, а «Мисс Израиль» Иланит Леви вышла на сцену в платье, лиф которого был выполнен из пуленепробиваемой ткани.
Но всё это сущая ерунда по сравнению с интригами вокруг победительницы. После вручения главного трофея и звания самой красивой женщины во Вселенной певице и танцовщице из Пуэрто-Рико Дениз Киньонес конкурс получил клеймо «договорного».
Во-первых: финальную часть конкурса открывал поп-сенсация начала 2000-х, пуэрториканец Рики Мартин, который начал своё выступление с торжественного «Пуэрто-Рико!!!» — и зал тут же ответил эхом — «Пуэрто-Рико!!!». Во-вторых: на параде наций «Мисс Пуэрто-Рико» выпустили последней. В-третьих: на демонстрации купального костюма «Мисс Пуэрто-Рико» вышла в отдельно выделенном для неё отрезке времени, сразу после рекламной паузы («Немыслимо!» — отмечала пресса).
Коронованная «Мисс Вселенная 2001» Дениз Киньонес очень похожа на другую пуэрториканку, правда, рождённую в США, — Дженнифер Лопес.
«Мисс Вселенная 2002» снова проходила в Пуэрто-Рико.
Выпуск новостей CNN об итогах конкурса:
«Возможно ли быть красивее?..»
Так началась новость о коронации Оксаны Фёдоровой из России. Журналисты называли красоту россиянки божественной. Вероятно забыв, что совсем рядом, в Голливуде, у них имеется Кэтрин Зета-Джонс, британская актриса, в двухтысячные перебравшаяся в США.
Это была первая победа России как независимого государства в самом знаменитом конкурсе красоты на планете… и самое короткое правление «Мисс Вселенная» — всего четыре месяца. Впервые за время существования «Мисс Вселенная» победительница отказалась от короны. По словам Фёдоровой, в пользу образования и карьеры. У президента «Мисс Вселенная» Паулы Шугарт другая версия.
«Фёдорова была уволена с поста «Мисс Вселенная» за нарушение договора и за невыполнение обязанностей, которые на неё возлагали. Мы разочарованы тем, что больше не будем работать с Оксаной, но мы желаем ей всего наилучшего во всех будущих начинаниях».
Вместо Фёдоровой короновали «Первую вице-мисс» — Жюстин Пасек из Панамы. (Она, кстати, наша с вами землячка — родилась в Харькове в 1979 году, но прожила в Украине всего год.) При этом стандартов красоты новая «королева» не изменила. Снова Кэтрин Зета-Джонс.
В 2003 году «Мисс Вселенная» — в Панаме, заодно с празднованием 100-летия независимости государства. Конкурс обошёлся крохотной стране в 9 миллионов долларов. Идею конкурса творчески интерпретировало местное национальное движение «MONADESO», которое провело собственное шествие, выступив к администрации президента во главе с «Мисс Коррупция», «Мисс Вечный Долг», «Мисс Безнаказанность», «Мисс Безработица», «Мисс Неравенство» и «Мисс Бедность».
Корону получила самая высокая (186 сантиметров) и самая юная (18 лет) конкурсантка — доминиканка Амелия Вега Поланко. Фанаты, надеюсь, узнали американскую актрису Джессику Альбу среди конкурсанток.
Парад красоты в 2004 году прошел в городе с удивительным названием Митад-дель-Мундо, что в переводе с испанского означает «Середина Мира». Специально для приёма театрализованного шествия «Мисс Вселенная» местные садоводы вывели два новых сорта роз — «Амелия» в честь коронованной «Мисс Вселенная 2003» и «Трамп» в честь американского магната и владельца конкурса Дональда Трампа. Трансляцию шоу увидели жители более 180 стран — каждая минута эфира принесла Эквадору $500 тысяч.
Победила 20-летняя модель и учитель танцев из Австралии Дженнифер Хокинс — титулованная «Мисс Вселенная 2004» стала первой крашенной блондинкой среди победительниц конкурса. Похоже, это её единственное отличие от американской модели и киноактрисы Шарлиз Терон.
«Мисс Вселенная 2005» разместилась в Юго-Восточной Азии — 81 участницу со всего мира приветствовал Бангкок. Организация конкурса была на высоте, несмотря на то что королевство Таиланд не совсем оправилось от последствий цунами 2004 года.
Корону получила канадка российского происхождения Наталья Глебова, что вызвало массу недовольства у фанатов конкурса. Некоторые даже предлагали ввести правило, согласно которому девушки могли представлять только ту страну, которая является их родиной. Но предложение так и осталось предложением.
Новоиспечённая королева была похожа на американскую актрису Меган Фокс.
55-летний юбилей конкурс отпраздновал на родине, в США. 86 красавиц со всего мира съехались в Лос-Анджелес. И снова в мир большой красоты вмешалась большая политика: «Мисс Израиль» категорически отказалась фотографироваться возле «Мисс Ливан» (в 2000-м такое уже было, помните?), мотивируя это тем, что она — бывший солдат и поступает так из солидарности со всеми солдатами израильской армии — в конфликте с «Хезболла» погибли её боевые товарищи. Но девушку быстро «осадили» организаторы:
«Красота и политика — вещи несовместимые.»
Конкуренция в этом году была дикой, и 18-летняя актриса из Пуэрто-Рико Зулейка Ривера Мендоза взяла титул «Мисс Вселенная 2006» практически штурмом. После коронации от счастья, голода и обезвоживания Зулейка упала в обморок прямо на сцене.
Знатоки и любители конкурса «Мисс Вселенная» обсуждают на форумах любопытные вещи: мол, одержала победу Зулейка незаслуженно — корону должна была надеть ставшая первой вице-мисс Курара Чибана из Японии. Она была энергичнее, умнее, доброжелательнее и естественнее… Но уступала «Мисс Вселенная 2006» объёмами, которые Зулейка Ривера Мендоза обеспечила себе пластическими операциями.
Мне впервые, не поверите, некого вам предложить для сравнения. То есть никого конкретного. Пуэрториканская красавица — собирательный образ предпочтений десятилетия: вмешательство пластических хирургов сделали её похожей одновременно на Майкла Джексона, Дженет Джексон, Сальму Хайек, Бейонсе и Дженнифер Лопес.
«Мисс Вселенная» в 2007 году окончательно закрепила смещение идеала женской красоты далеко в сторону от европейской внешности, точнее в разные стороны. В первую пятёрку после голосования судей вышли: «Мисс Бразилия», «Мисс Венесуэла», «Мисс Корея», уроженка Мексики «Мисс США» и «Мисс Япония».
Самой красивой женщиной Вселенной, как бы отомстив за прошлогоднее незаслуженное поражение Курары Чибана, стала «Мисс Япония» Риё Мори. Эта японская модель и балерина очень похожа на знаменитую голливудскую актрису Люси Лью.
2008 год. Местом проведения конкурса «Мисс Вселенная» стал курортный город Ньячанг во Вьетнаме. Государство ещё не полностью восстановилось после многолетней войны с Америкой, но тем не менее потратило на проведение конкурса $15 миллионов. Плюс перед конкурсом были модернизированы и восстановлены аэропорты и гостиницы, а для самого гламурного шествия всех времён был построен зал на 7500 мест. В финале «Мисс Вселенная» пела Леди Гага. Возможно, именно это выступление певицы перед миллиардной телевизионной аудиторией послужило трамплином для её всемирной музыкальной карьеры.
В финале — четыре латиноамериканки и россиянка. Корону завоевала представительница Венесуэлы Дайана Мендоса. Почти точная копия певицы Кристины Агилеры.
Корону Дайана получила из рук своей предшественницы Риё Мори. Профессиональная японская балерина вышла на сцену в смокинге, и её тут же окрестили «ультрашикарной женщиной». Думаю, что японка войдёт в историю как самая стильная «Мисс Вселенная».
Последний конкурс первого десятилетия XXI века прошёл на Багамских островах. Пресса с восторгом отмечает смену стандартов женской красоты.
«Как символично! Первые 15 финалисток обозначили новую тенденцию в конкурсе «Мисс Вселенная»: девушки так и излучали здоровье и красоту — заморышей в финале не было. И в этом же году модный мир объявил войну анорексичности.»
Победу одержала 18-летняя Стефания Фернандес, уроженка Венесуэлы. Впервые за 58-летнюю историю конкурса государство получает вторую корону подряд (в общей сложности у Венесуэлы это шестой титул).
Коронованная «Мисс Вселенная 2009» Стефания Фернандес ничем особенно не выделялась — красная помада, силиконовая грудь и платье из перьев. И сходство с одной из самых красивых актрис Голливуда, американкой израильского происхождения Натали Портман.
Париж — снова Париж
В конце ХХ века Париж — бледная тень своего прежнего великолепия: мировая столица моды из-за кризиса не может позволить себе прежний размах haute couture. Милан и Нью-Йорк получают фору и незамедлительно её используют.
То, что двухтысячные возвращают Парижу титул «модной столицы», целиком и полностью заслуга Бернара Арно — владельца империи роскоши LVMH (полное наименование LVMH Louis Vuitton — Moët Hennessy), который входит в топ-десятку самых богатых людей планеты. Именно с его подачи, хотя не исключено, что решение было принято при активном участии супруги бизнесмена пианистки Элен Мерсье, главным дизайнером модного дома Christian Dior был назначен Джон Гальяно. Поначалу это вызвало негодование у французов — мало того, что англичанин, так ещё, впридачу, отъявленный авангардист — прямо «красная тряпка» для консервативных поклонников Dior.
Гальяно будто был специально создан для реанимации Парижа — он в мгновение ока расшевелил сонный мир французской моды. Первая же коллекция haute couture, выпущенная «его рукой» в 1997 году, произвела эффект разорвавшейся бомбы.
Жан-Жак Пикар, консультант LVMH и лично Бернара Арно:
«В конце 90-х годов, когда большинство дизайнеров склонялись к минимализму, Гальяно вдруг предложил нечто совершенно противоположное. Он создал экстравагантные модели, навеянные историческими и маскарадными мотивами. Это была причудливая мода: буйная, жгучая, красочная, декадентская, чувственная…»
На видео — фееричное шоу показа haute couture модного дома Christian Dior, весна-лето 1998 года.
Главным посылом коллекции из 38 платьев было «платье как произведение искусства». На каждый наряд ушло более 800 часов кропотливого ручного труда внимательных к мельчайшим деталям высококлассных мастеров. Использовались только самые дорогие ткани, неимоверное количество бисера, инкрустации из агата, жемчуга и бриллиантов. Всё это великолепие блистало в роскошном зале Опера Гарнье в Париже, окружённое потрясающими декорациями.
На следующий день вся пресса пишет о шоу Гальяно, а покупатели сметают с прилавков всё, что может иметь хоть какое-то, пусть даже приблизительное отношение к нему.
Джон Гальяно показал миру новое направление — гламур.
Кому война, а кому и… oriental look
В этом десятилетии США и союзники воюют с Ираком. Повышенное внимание к Ближнему Востоку и его постоянное присутствие в информационном пространстве всеядная мода использует на свой лад. Оriental look время от времени пробивался в коллекции и прежде, но в двухтысячные у него уже своя большая отдельная «полка». Не последнюю роль играют и деньги — жёны сказочно богатых арабских шейхов становятся постоянными клиентками кутюрье.
На подиумах преобладают красные и золотые цвета, в коллекциях появляются шаровары и свободная, струящаяся, закрытая одежда, в аксессуарах всё чаще используются восточные мотивы.
В это же время, едва заслышав слово «война», поп-дивы ХХІ века быстро «оживили» образ женщины la femme fatale времён Второй мировой войны — с перегидроленными волосами и алым ртом.
Эти ретро-образы в свою очередь подлили топлива другому, не так давно вернувшемуся из прошлого явлению — бурлеску. В «нулевые» он стал одной их самых быстроразвивающихся модных тенденций. Королева эпатажа, фотомодель журнала Playboy Дита фон Тиз обновила забытый жанр эротического шоу столетней давности набором «прелестей» из любимых ею 40-х и 50-х годов и виртуозно сервировала это блюдо совершенно обалдевшей публике.
Треш-мода
Отыскать в дебрях гламура двухтысячных противоположное движение, так называемую антимоду, обязательно присутствующую в каждом десятилетии, было непросто. А когда удалось, оказалось, что безграничные нулевые умудрились объединить даже эти два противоположных явления. Проводник антимоды Рик Оуэнс — наследник идей Анн Демельмейстер (кутюрье, которая стояла у истоков модного «деконструктивизма» ещё в 80-х) — прославился своим уникальным стилем: синтезом гламура и гранжа, с нотками рока, мрачными ассиметричными формами. Этот стиль сам Оуэнс называл «гланжем». Старт его большой карьеры — фото Кейт Мосс для французского Vogue в 2001 году в сшитой им кожаной куртке.
Рик Оуэнс, король «гланжа»:
«Самое крутое в жизни — это, когда больше не беспокоишься о том, чтобы быть крутым.
Индифферентность — лучший афродизиак. И это то, что действительно является для меня стилем….»
Но, несмотря на заявленный синтез, антимода Оуэнса всё же двигалась в другую сторону: противопоставляла идеальной выделке гламура смещённые силуэты и пропорции, а яркому блеску роскоши — удобство и неназойливость.
Среди тех, кто не шёл в ногу с гламурным десятилетием, был и бельгийский дизайнер Мартин Маржела — одни его показы в чёрно-белой гамме на кладбище чего стоят. Человек-загадка: никто из «простых смертных» никогда не видел его лица. Он не появляется на показах, не даёт интервью и не бывает на светских тусовках, но за его коллекциями охотятся самые взыскательные модники.
Негламурный «портной-невидимка» добился признания бренда Maison Martin Margiela на международном уровне. Сегодня его модный дом выпускает десять линий одежды одновременно — ни одного свободного места на показах. В интерьере бутиков — тотальный белый и ничего лишнего. На этикетке — замысловатый шифр из цифр от нуля до 23.
В уличной субкультуре в качестве антигламурного направления можно привести в пример гремучую смесь готов и «Барби» — эмо. Пристрастие к чёрному в сочетании с агрессивно-розовым цветом в одежде, чёлка на пол-лица, смолянисто-чёрные волосы, которые украшали разноцветные пряди (отголоски культуры панк), макияж в стиле персонажей анимэ-мультфильмов, маечки, кеды, одежда в викторианском стиле, пышные юбочки «а-ля Барби» и ещё чёрт знает что.
Влиятельные самоучки
«Street Fashion» — новое явление, чуть ли не впервые в истории модной индустрии пошатнувшее до этого весьма и весьма устойчивую скамейку экспертов. Если в самой моде время от времени появлялись «выскочки» без родословной, то тому, кто судил и писал о моде, прежде чем получить возможность обращаться к широкой аудитории, приходилось проходить весь многоступенчатый и многотрудный путь. В двухтысячных Интернет положил к ногам каждого пользователя самую большую в мире аудиторию. Блогеры ищут модные тенденции прямо на улице, фотографируя интересно одетых прохожих, а после описывают пойманные «луки» на своих личных страницах. Междусобойчик быстро превращается во влиятельную армию звёзд «Street Fashion» и fashion-блогеров. Последние сегодня сидят в первых рядах на модных показах, получают в качестве подарка наряды из последних коллекций, представляют бренды, снимаются в рекламных роликах и позируют для лукбуков именитых дизайнеров. А звёзды «Street Fashion» приравнены к знаменитостям мировой величины.
«Модное» кино
Начиная с середины прошлого кризисного десятилетия кино предоставляет неограниченные возможности для творчества ограниченным в средствах кутурье. Жан-Поль Готье во время «простоя» парижского haute couture создал 954 костюма для фильма «Пятый элемент», которые стали вдохновением для новых коллекций других дизайнеров.
Кстати, именно кино наглядно демонстрирует переход из 90-х в 2000-е. Смотрите: «Пятый элемент» (1997) — ещё минимализм, «Звёздные войны» (1999) — уже гламур (костюмы для фильма в стиле «футуристического винтажа» создавались знаменитым костюмером Триши Биггар).
В двухтысячных кинематограф с удовольствием инспектирует собственные архивы, вытаскивая на свет божий и смешивая друг с другом образы предшествующих десятилетий.
«Бойцовский клуб» режиссёра Девида Финчера — фильм-памятник концу века, когда ВИЧ стал повседневной реальностью, подарил нам эстетику Марлы Сингер (главная героиня) — роковой женщины рубежа двух столетий.
Актриса Хелена Бонем Картер, которая сыграла Марлу, для моды тоже сделала немало. Её называют гуру «бохо-шика»: обожаемые ею панталоны с рюшами, корсеты, пышные, а-ля викторианские юбки, странные шляпки — всё это быстро подхватила армия её поклонников.
Начатый фильмом «Секреты Лос-Анджелеса» (1997) стиль «нео-нуар», отсылающий зрителей в 40-е и 50-е, в двухтысячные продолжают фильмы-мюзиклы «Чикаго» (2002) и «Мулен Руж» (2001).
И раз уж модельеры и кино так подружились… дальше, как вы уже догадались, нулевые стёрли ещё одну границу. Новый жанр — кинофильм и модный показ в одном флаконе. Не шумите, я знаю, что вы знаете 🙂 Да — правильный ответ «Секс в большом городе» и «Дьявол носит «Прада».
Долой стандарты
В 2004 году марка Dove первой сделала попытку сместить заданные в начале десятилетия акценты в сторону реальных женщин с размером «plus-size», выпустив рекламный ролик «Dove Firming» с основным посылом — пышная фигура прекрасна. Доходы компании увеличились на 80%.
Модные дизайнеры думали долго: красавицы с размерами 46, 48, и 50 впервые вышли на подиум вместе с худыми моделями аж в 2010 году на показе Mark Fast во время Недели моды в Лондоне.
Сделала попытку мода подумать и о возрастных стандартах. Правда, одиночную, зато весьма экстравагантную. Айрис Апфель стукнуло 92, она дизайнер — но часто попадает в объективы модных фотографов. Мне кажется, что это самая экстравагантная женщина в мире. Бунтарка с врождённым чувством стиля умудряется сочетать несочетаемое и выглядеть неотразимо. Её наряды на грани «я надела всё новое сразу» никогда не выглядят смешно, а фото можно разглядывать долго, останавливаясь на деталях.
Шесть десятилетий — 60 коронованных «Мисс Вселенная». За шесть месяцев работы я «пропахала» уйму килобайтов, энциклопедий, альбомов и журналов — до тошноты, признаюсь, насмотрелась на тысячи лиц, тел, одежды и «раздежды», чтобы проиллюстрировать основной тег проекта — «эволюция красоты». К концу работы над последней статьёй поняла, что ошиблась. Эволюция — это естественный процесс развития живой природы. А то, что происходило с женщинами всё это время — совсем наоборот. Поэтому в проекте будет ещё один материал, самый последний. Я покажу вам, как выглядит «пытошная» индустрии красоты.