Web Analytics
Эволюция красоты. Мода и «Мисс Вселенная» | MediaPort

Всё началось с обсуждения в ньюзруме победительницы «Мисс Вселенная 2012». После коллективного просмотра новости с её фото я высказала мысль, что уж больно она похожа на андроида и что здорово было бы проследить на примере коронованных «Мисс Вселенная», как менялись стандарты женской красоты.

Одобрение главного редактора — и я счастливый обладатель площадки, где можно показать, как от десятилетия к десятилетию менялась внешность женщины и какие события этому сопутствовали.

С точки зрения антропологов, десятилетие — ничтожно малый срок, но вы удивитесь тому, как с каждой сменой «иконы стиля» почти мгновенно происходили фантастические перемены в мире женщин. Допустим, одежда, волосы, макияж — тут просто и понятно. Но фигура! По первому требованию моды покатые плечи становились прямыми, исчезала и вырастала грудь, уменьшался или увеличивался объём бёдер и так далее. И всё это не раз в сто лет, а каждые десять. Мы, что — трансформеры? 

«Мисс Вселенная 1952»

Формально первая «Мисс Вселенная» правила в 1953 году, 60 лет назад, как-никак юбилей — и есть повод отметить. Рождению конкурса послужил курьёзный случай: победительница «Мисс Америка 1951» Иоланда Бетбезе отказалась позировать в купальниках Catalina (их производила компания Pacific Mills — крупнейший спонсор конкурса «Мисс Америка»). 

Вот они — супер купальники, созданные под лозунгом «Styled for the Stars of Hollywood», стоимостью от пяти долларов за штуку, которые стали популярными благодаря демаршу Иоланды Бетбезе
Вот они — супер купальники, созданные под лозунгом «Styled for the Stars of Hollywood», стоимостью от пяти долларов за штуку, которые стали популярными благодаря демаршу Иоланды Бетбезе

Вот они — супер купальники, созданные под лозунгом «Styled for the Stars of Hollywood», стоимостью от пяти долларов за штуку, которые стали популярными благодаря демаршу Иоланды Бетбезе
Вот они — супер купальники, созданные под лозунгом «Styled for the Stars of Hollywood», стоимостью от пяти долларов за штуку, которые стали популярными благодаря демаршу Иоланды Бетбезе

Вот они — супер купальники, созданные под лозунгом «Styled for the Stars of Hollywood», стоимостью от пяти долларов за штуку, которые стали популярными благодаря демаршу Иоланды Бетбезе
Вот они — супер купальники, созданные под лозунгом «Styled for the Stars of Hollywood», стоимостью от пяти долларов за штуку, которые стали популярными благодаря демаршу Иоланды Бетбезе

Вот они — супер купальники, созданные под лозунгом «Styled for the Stars of Hollywood», стоимостью от пяти долларов за штуку, которые стали популярными благодаря демаршу Иоланды Бетбезе
Вот они — супер купальники, созданные под лозунгом «Styled for the Stars of Hollywood», стоимостью от пяти долларов за штуку, которые стали популярными благодаря демаршу Иоланды Бетбезе

Вот они — супер купальники, созданные под лозунгом «Styled for the Stars of Hollywood», стоимостью от пяти долларов за штуку, которые стали популярными благодаря демаршу Иоланды Бетбезе
Вот они — супер купальники, созданные под лозунгом «Styled for the Stars of Hollywood», стоимостью от пяти долларов за штуку, которые стали популярными благодаря демаршу Иоланды Бетбезе

Иоланда, будучи ученицей церковной школы, принимала участие в конкурсе ради стипендии, которую ежегодно учреждал тот самый главный спонсор. После победы коронованная «Мисс Америка» отказалась от съёмок в бикини для журналов и заявила: «Я оперная певица, а не пин-ап!».

На снимках ниже, сделанных за два года до скандала во время конкурса «Мисс Америка 1951», Иоланда спокойно позирует в купальнике — и карьера оперной певицы ей явно не помеха. Эти женщины такие женщины…

Иоланда Бетбезе в окружении партитур. 1950 год
Иоланда Бетбезе в окружении партитур. 1950 год

Иоланда Бетбезе на конкурсе «Мисс Америка» представляет штат Алабама. 1950 год
Иоланда Бетбезе на конкурсе «Мисс Америка» представляет штат Алабама. 1950 год

Иоланда Бетбезе позирует в купальнике на конкурсе «Мисс Америка» в Атланта Сити. 1950 год
Иоланда Бетбезе позирует в купальнике на конкурсе «Мисс Америка» в Атланта Сити. 1950 год

Иоланда Бетбезе после коронации. 1950 год
Иоланда Бетбезе после коронации. 1950 год

Иоланда Бетбезе после коронации. 1950 год
Иоланда Бетбезе после коронации. 1950 год

Фирма Pacific Mills, опасаясь подобных случаев в будущем, вышла из спонсорского состава конкурса «Мисс Америка» и основала свой международный конкурс — «Мисс Вселенная».

Кстати, всемирный дебют обнажённого тела состоялся задолго до этого инцидента: 8 сентября 1921 года конкурсантки впервые появились на публике в купальных костюмах.

Красавицы эпохи «немого кино» в купальных костюмах. 1921 год
Красавицы эпохи «немого кино» в купальных костюмах. 1921 год

«Мисс Америка» 1921 год. Невольничий рынок не напоминает?
«Мисс Америка» 1921 год. Невольничий рынок не напоминает?

Конкурс «Мисс Америка». 1921 год
Конкурс «Мисс Америка». 1921 год

«Мисс Америка» 1921 года — дочь чиновника Федерального министерства сельского хозяйства Маргарет Горман
«Мисс Америка» 1921 года — дочь чиновника Федерального министерства сельского хозяйства Маргарет Горман

«Мисс Америка» 1921 года — дочь чиновника федерального министерства сельского хозяйства Маргарет Горман
«Мисс Америка» 1921 года — дочь чиновника федерального министерства сельского хозяйства Маргарет Горман

50-е: точка отсчёта

Знаменитый модельер Поль Пуаре в десятых годах прошлого столетия, преодолевая эпоху, избавил женщин от корсета и дал им чувство свободы. Подарил жизнь в красочных платьях, расшитых бисером и камнями, с завышенной талией — и, самое главное, жизнь без китового уса и нюхательной соли. Но в пятидесятые с особым тщанием их вновь «упаковал» в корсет Кристиан Диор. И попал в точку!

Поль Пуаре в окружении своих манекенщиц
Поль Пуаре в окружении своих манекенщиц

Поль Пуаре выбирает ткани для новых платьев
Поль Пуаре выбирает ткани для новых платьев

Наряды Поля Пуаре. Частная коллекция
Наряды Поля Пуаре. Частная коллекция

Для сравнения: наряд Поля Пуаре (слева) и Кристиана Диора (справа)
Для сравнения: наряд Поля Пуаре (слева) и Кристиана Диора (справа)

К середине 20-го века мир устал от великих духовных, культурных, политических перемен и потрясений — Первой мировой войны, бунта 20-х годов, мирового экономического кризиса 30-х и ужасов Второй мировой. После невыразительной, скудной, бедной одежды с «квадратными» плечами 30-х и 40-х годов женщины мечтали о мягких силуэтах и расточительном изобилии тканей, они хотели быть изнеженными, оберегаемыми и ни за что не отвечающими. Пришло время крутого поворота в моде.

Слева — невеста послевоенного времени; справа — силуэты, предложенные Кристианом Диором.
Слева — невеста послевоенного времени; справа — силуэты, предложенные Кристианом Диором.

50-е — это суперженственный образ, который позже получил название New Look. В права вступил новый эталон женской красоты и сексуальности. Известна даже точная дата — 12 февраля 1947 года, — именно в этот день Кристиан Диор представил свою первую коллекцию, которая стала мировой сенсацией. 

Публикация о новом образе от Кристиана Диора в «Vogue». 1 апреля 1947 года
Публикация о новом образе от Кристиана Диора в «Vogue». 1 апреля 1947 года

Публикация о новом образе от Кристиана Диора в «Vogue». 1 апреля 1947 года
Публикация о новом образе от Кристиана Диора в «Vogue». 1 апреля 1947 года

Публикация о новом образе от Кристиана Диора в «Vogue». 1 апреля 1947 года
Публикация о новом образе от Кристиана Диора в «Vogue». 1 апреля 1947 года

Публикация о новом образе от Кристиана Диора в «Vogue». 1 апреля 1947 года
Публикация о новом образе от Кристиана Диора в «Vogue». 1 апреля 1947 года

Публикация о новом образе от Кристиана Диора в «Vogue». 1 апреля 1947 года
Публикация о новом образе от Кристиана Диора в «Vogue». 1 апреля 1947 года

Публикация о новом образе от Кристиана Диора в «Vogue». 1 апреля 1947 года
Публикация о новом образе от Кристиана Диора в «Vogue». 1 апреля 1947 года

Секрет успеха нового образа заключался в том, что он в корне отличался от моды предыдущих десятилетий. Коллекция была именно той «романтической линией», которая позволила женщинам вновь почувствовать себя слабым полом.

New Look от Кристиана Диора взял штурмом мир и начал новую история современной Моды. А, главное, вернул Парижу звание столицы Высокой Моды.
New Look от Кристиана Диора взял штурмом мир и начал новую история современной Моды. А, главное, вернул Парижу звание столицы Высокой Моды.

Для справки: обычное платье от Кристиана Диора вместе с нижними юбками весило около 4 килограммов, а вечерний туалет — все 30 (!). Надеть на себя подобный наряд женщина могла только с посторонней помощью. В нём очень сложно было танцевать, но, несмотря на все неудобства, новому стилю поклонялись миллионы людей по всему миру.

Кристиан Диор — музейная коллекция
Кристиан Диор — музейная коллекция

Кристиан Диор — музейная коллекция
Кристиан Диор — музейная коллекция

Кристиан Диор — музейная коллекция
Кристиан Диор — музейная коллекция

Кристиан Диор — музейная коллекция
Кристиан Диор — музейная коллекция

Кристиан Диор — музейная коллекция
Кристиан Диор — музейная коллекция

Красавицы послевоенного шика: Мэрилин Монро, Ава Гарднер, Элизабет Тейлор, Ким Новак, Джина Лоллобриджида, Анита Экберг, Грейс Келли, Одри Хепбёрн.

Мерилин Монро
Мерилин Монро

Ава Гарднер
Ава Гарднер

Элизабет Тейлор
Элизабет Тейлор

Ким Новак
Ким Новак

Джина Лоллобриджида
Джина Лоллобриджида

Анита Экберг
Анита Экберг

Грейс Келли
Грейс Келли

Одри Хепберн
Одри Хепберн

Начало 50-х. Леди «с формами»

Силуэт, предложенный Кристианом Диором, был воплощением женственности: покатые плечи, округлая линия груди, осиная талия и широкие, расходящиеся книзу юбки. Здесь очень важно было, чтобы фигура той, кто носит эту одежду, соответствовала эталону — внешне напоминала песочные часы. Женская худоба отошла на второй план: в моду вернулись подушечки для бёдер и груди, появились бюстье и новый вид эластичного корсета, который утягивал талию. 

Заканчивал образ макияж — женственный и сексуальный. На благородно бледной коже чёрной подводкой чётко очерчивались глаза: стрелка, проведённая по верхнему веку, создавала эффект кошачьего глаза; на ресницы обязательно наносили несколько слоёв туши или использовали накладные ресницы — они должны были быть объёмными и пушистыми; брови подводили, придавая им форму «домика». И, наконец, непременный атрибут макияжа 50-х — ярко-красные губы — квинтэссенция образа совершенно новой, уверенной в себе и сексуальной женщины. Именно тогда красные губы провозгласили символом секса и женщина с красными губами превратилась в даму-лозунг: «Возьмите меня немедленно!». 

Образцом-эталоном женской красоты, стиля и сексуальности в начале 50-х годов прошлого столетия была Мэрилин Монро. Она начала карьеру, будучи ещё Нормой Джин Бейкер, как модель и позировала для журналов в купальниках Catalina swimwear. (О да! В тех самых, скандальных.)

Норма Джин Бейкер. 1944 год
Норма Джин Бейкер. 1944 год

Мэрилин Монро в самом начале карьеры
Мэрилин Монро в самом начале карьеры

Мэрилин Монро в самом начале карьеры
Мэрилин Монро в самом начале карьеры

Мэрилин Монро в самом начале карьеры
Мэрилин Монро в самом начале карьеры

Мэрилин Монро в самом начале карьеры
Мэрилин Монро в самом начале карьеры

Мэрилин Монро в «платье» из журналов со своими снимками
Мэрилин Монро в «платье» из журналов со своими снимками

Сейчас она вряд ли нашла бы работу модели с её ростом и объёмами: при росте всего 162 сантиметра размер одежды Мэрилин соответствовал примерно 46-48-му современному украинскому. Тогда это было в рамках нормы. К тому же не последнюю роль в насаждении стандартов женской красоты играли модные журналы и Голливуд. В то время в видоискатель кинокамеры попадали в основном крупные планы, акцент делался на лицо и грудь кинодив — росту не придавали значения. Как результат — броская и обольстительная красота Мэрилин обезоруживала мужчин по всему миру. Миллионы женщин, пытаясь подражать ей, без сожаления стриглись и перекрашивались в блондинок, копировали укладку, стиль одежды, макияж и легендарную мушку.

Простой и сексуальный макияж Мэрилин Монро
Простой и сексуальный макияж Мэрилин Монро

Мэрилин Монро в гримерке рисует совою знаменитую мушку
Мэрилин Монро в гримерке рисует совою знаменитую мушку

Огненно рыжая модель и актриса Сьюзи Паркер рекламирует помаду и лаки от «Revlon» ярко-красных оттенков. Во всех модных журналах 50-х
Огненно рыжая модель и актриса Сьюзи Паркер рекламирует помаду и лаки от «Revlon» ярко-красных оттенков. Во всех модных журналах 50-х

Мэрилин считала, что её губы недостаточно пухлые, именно поэтому в макияже она использовала сразу несколько оттенков красной помады. И по той же причине на фото она всегда с приоткрытым ртом. Эта манера позирования до сих пор пользуется невероятной популярностью, что уже говорить о её современницах!

Присмотритесь, все коронованные «Мисс Вселенная» первой половины 50-х «работают» в стиле Мэрилин.

«Мисс Вселенная 1952» Арми Куусела, финская фотомодель и актриса. Рост — 165 см
«Мисс Вселенная 1952» Арми Куусела, финская фотомодель и актриса. Рост — 165 см

«Мисс Вселенная 1953» Кристиан Мартел, французская киноактриса. Рост модели — 167 см
«Мисс Вселенная 1953» Кристиан Мартел, французская киноактриса. Рост модели — 167 см

«Мисс Вселенная 1954» Мириам Стивенсон, представляла США. Первая «Мисс Америка», которая победила в конкурсе. Её рост 177 см
«Мисс Вселенная 1954» Мириам Стивенсон, представляла США. Первая «Мисс Америка», которая победила в конкурсе. Её рост 177 см

«Мисс Вселенная 1955» Хиллеви Ромбин, шведская гимнастка. Её рост — 170 см
«Мисс Вселенная 1955» Хиллеви Ромбин, шведская гимнастка. Её рост — 170 см

В 1956 году на экраны вышла культовая кинодрама «Гигант» с Элизабет Тейлор в главной роли — добавилась ещё одна «икона стиля».  При этом для создания собственного образа и Тейлор, и Монро использовали очень похожие приёмы, кроме, разве что, цвета волос. 

Кинодивы 50-х: Мэрилин Монро (слева) и Элизабет Тейлор (справа)
Кинодивы 50-х: Мэрилин Монро (слева) и Элизабет Тейлор (справа)

Новый кумир — новые фаворитки у жюри «Мисс Вселенная». Вот они  победительницы конкурса с 1956-го по 1959 год.

«Мисс Вселенная 1956» Кэрол Моррис, победительница конкурса «Мисс Айова». Рост — 169 см
«Мисс Вселенная 1956» Кэрол Моррис, победительница конкурса «Мисс Айова». Рост — 169 см

«Мисс Вселенная 1957» Глэдис Зендер, победительница конкурса «Мисс Перу», рост участницы — 170 см
«Мисс Вселенная 1957» Глэдис Зендер, победительница конкурса «Мисс Перу», рост участницы — 170 см

«Мисс Вселенная 1958» Лус Марина Сулуага, в настоящий момент единственная «Мисс Колумбия», которая выиграла конкурс. Рост — 161 см
«Мисс Вселенная 1958» Лус Марина Сулуага, в настоящий момент единственная «Мисс Колумбия», которая выиграла конкурс. Рост — 161 см

Конец 50-х. Субтильность

На прощание 50-е выдвинули новый эталон женской красоты — Одри Хепбёрн. Совершенно «неформатная» для десятилетия, обладающая природной аристократической внешностью, женственностью и шармом, Одри разительно отличалась от в чём-то вульгарных, броских и очень сексапильных современниц. На фоне Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор она выглядела чистым ангелом.

Одри Хепбёрн, кадр из фильма «Сабина». 1954 год
Одри Хепбёрн, кадр из фильма «Сабина». 1954 год

Хепбёрн была высокой — 170 сантиметров — и при этом весила всего 46 килограммов. Обладая фигурой девушки-подростка — маленькая грудь и узкие бёдра — она никогда не меняла её с помощью одежды. После выхода фильмов «Сабрина» и «Забавная мордашка» её манера одеваться стала новым образцом для подражания.

Одри Хепбёрн очень часто появлялась на обложках женских журналов Vogue, Harper’s Bazаar, Cosmopolitan и Marie Claire.   

 

Юбер де Живанши, известнейший дизайнер и близкий друг Одри Хепбёрн, говорил, что нет ни одной женщины, которая бы не мечтала быть на неё похожа. «Нескучная классика» — так называли её стиль, которому Одри никогда не изменяла. Стиль утончённый, сдержанный, строгий и в то же время элегантный. Одри отдавала предпочтение простоте и минимализму в одежде: в основе её гардероба были узкие короткие брюки, юбки-карандаши, трапециевидные жакеты, балетки и туфли на невысоком каблуке. Но она не отказывалась от мини, пышных юбок и красивых вечерних платьев. А знаменитый четырёхугольный вырез горловины после выхода фильма «Сабрина» получил одноимённое название — «Сабрина-декольте».

Знаменитое «Сабрина-декольте» на фото со съемок фильма «Сабрина», 1954 год.
Знаменитое «Сабрина-декольте» на фото со съемок фильма «Сабрина», 1954 год.

Наряд был создан Юбером де Живанши для оскароносного фильма «Сабрина». 1954 год
Наряд был создан Юбером де Живанши для оскароносного фильма «Сабрина». 1954 год

Одри Хепбёрн в платье от Юбера де Живанши. Фильм: «Моя прекрасная леди». 1964 год
Одри Хепбёрн в платье от Юбера де Живанши. Фильм: «Моя прекрасная леди». 1964 год

Одри Хепбёрн с легендарным котом Оранджи, который был дважды награждён премией «Петси» (американский аналог «Оскара» для животных)
Одри Хепбёрн с легендарным котом Оранджи, который был дважды награждён премией «Петси» (американский аналог «Оскара» для животных)
Наряд был создан Юбером де Живанши для оскароносного фильма «Сабрина». 1954 год
Наряд был создан Юбером де Живанши для оскароносного фильма «Сабрина». 1954 год

Одри Хепбёрн в платье от Юбера де Живанши
Одри Хепбёрн в платье от Юбера де Живанши

Аристократический макияж Одри  сдержанный, без избытка цвета и дополнительного лоска, — отныне и дальше новый эталон. В макияже губ теперь используются матовые помады по большей части натуральных оттенков.

А вот и достойное окончание первого десятилетия конкурса «Мисс Вселенная»: 1959 год, Акико Кодзима, которую судьи назвали «нестандартной японкой». Её рост был 170 сантиметров, что идеально вписывалось в конкурсную таблицу стандартов, и при этом была похожа на Одри Хепбёрн.

«Мисс Вселенная 1959» Акико Кодзима, победительница конкурса «Мисс Япония». Рост  победительницы — 170  см. Только через 40 лет вновь в этой номинации победила азиатка
«Мисс Вселенная 1959» Акико Кодзима, победительница конкурса «Мисс Япония». Рост победительницы — 170 см. Только через 40 лет вновь в этой номинации победила азиатка

Таблица стандартов для конкурса 1959 года. «Всем судьям — эта таблица используется в качестве руководства при выборе «Мисс Вселенная». Первые 6 пунктов: фигуры с недостатками, седьмой — у фигуры идеальные пропорции.  (1) Слишком квадратные плечи; (2) слишком покатые плечи; (3) слишком широкие бедра; (4) слишком выражены ключицы; (5) сгорблена спина; (6) ноги с просветами в области бёдер и икр; (7) божественная форма, нужно только красивое лицо»
Таблица стандартов для конкурса 1959 года. «Всем судьям — эта таблица используется в качестве руководства при выборе «Мисс Вселенная». Первые 6 пунктов: фигуры с недостатками, седьмой — у фигуры идеальные пропорции. (1) Слишком квадратные плечи; (2) слишком покатые плечи; (3) слишком широкие бедра; (4) слишком выражены ключицы; (5) сгорблена спина; (6) ноги с просветами в области бёдер и икр; (7) божественная форма, нужно только красивое лицо»

Ровно через неделю поговорим о следующей смене эталонов женской красоты: сразу две революции — сексуальная и та, что совершили  мини-юбки в мире Высокой Моды; первая топ-модель; закат Голливуда; первые чернокожие участницы конкурса «Мисс Вселенная»; вездесущая политика и многое другое. До встречи в 60-х.