Новые студенческие карточки для проезда в метро нарушают право на частную жизнь, – правозащитники
Новые студенческие карточки: попытка учета пассажиров, или нарушение их права на приватность? В конце августа харьковские студенты должны были получить льготные – именные проездные. Но почти все они до сих пор лежат в администрации подземки. Правозащитники советуют вузам вообще не забирать карточки. По их мнению, учет того, куда и когда ездил студент нарушает его права.
«Не время приводит к опыту, а события»: на одной стороне нового проездного – философская надпись, на другой – советы по его использованию. Льготные карточки – бесконтактные. Это значит: достаточно поднести их к турникету, чтобы загорелась зеленая лампочка.
«В нагрузку» администрация подземки подготовила для студентов правила обращения с проездным: на него нельзя лить кислоту и щелочи, царапать и выбрасывать. По замыслу метрополитена, карточка должна прослужить все пять или шесть лет обучения.
Прийти за проездными представители вузов должны были еще в понедельник, рассказывает Людмила Шутикова – она возглавляет экономический отдел метрополитена. Но пока в администрации побывали только руководители нескольких небольших институтов, большинство опечатанных коробок с карточками – на месте.
Людмила Шутикова, зам. начальника метрополитена по экономике: «У нас институты получили только 1149 карточек. Остальные – вот они все 50 тысяч подготовлены, и готовы к реализации».
В харьковских вузах объясняют: за проездными приходить пока бессмысленно. Карточки – именные, и метрополитен не выдает их без подробной информации о студенте. А собрать ее летом университеты не смогли.
Да и сегодня, даже если вузы отдадут подземке данные, пользоваться льготой смогут не все учащиеся. В метро требуют номер студенческого билета хозяина карточки.
Сергей Махновский, руководитель профкома ХНУ: «К сожалению, в этом случае мы теряем студентов третьего и пятого курса, поскольку идет выдача новых студенческих билетов и замена старых: это на пятом курсе происходит. А первый курс ждет студенческие билеты».
Кроме номера студенческого – фамилия, имя и отчество. Информацию заносят в базу данных метрополитена – рядом с номером карточки, которую выдали студенту. Плюс фиксируют все его поездки: когда и с какой станцию на какую прибыл.
В Харьковской правозащитной группе возмущаются: сбор информации о передвижении студентов нарушает права человека. В доказательство приводят Конституцию.
Конституция Украины, ст.32:
«Не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека».
Евгений Захаров, сопредседатель Харьковской правозащитной группы: «У студентов согласия не спрашивают. Согласием считать требование: «давай билет, все это будет в таком виде, и только в таком виде будешь ездить бесплатно», – это не согласие, это принуждение фактически».
Правозащитник Евгений Захаров уверяет: передвижения человека – это так называемые «специальные» данные. Знать о которых, а тем более собирать их в единую базу никто не имеет права. Иначе – это «неоправданное вмешательство в личную жизнь».
Руководители вузов рассказывают, изначально подземка требовала даже идентификационный номер студента. Как уверяют в университетах, чтобы не давать льготные проездные молодым людям из обеспеченных семей.
Екатерина Смирнова учится на третьем курсе университета Каразина. Говорит, категорически против новых карточек. И не только потому, что кто-то будет знать, когда она поехала на пары, а когда – на рынок. Главная причина: проехать в подземке за 37 с половиной копеек студенты смогут теперь только 60 раз в месяц. Раньше число поездок было не ограничено.
Екатерина Смирнова, студентка 3 курса: «Я отношусь очень отрицательно. У меня единственный в принципе способ добираться и домой, и на вокзал – я не местная, – и в общежитие – это метро».
На вопрос «зачем метро для новых карточек подробная информация о студентах?» в администрации подземки отвечают: это «цивилизованный метод» учета. Чтобы льготными проездными не пользовались другие пассажиры. Старые студенческие карточки с первого сентября метро продавать уже не будет.
Правозащитники уверены: студенты, которые решатся подать на метро в суд, – за нарушение прав человека – процесс выиграют.