Региональная программа поддержки переселенцев: за и против
В начале года харьковские общественники, занимающиеся проблемами внутренне перемещённых лиц, обратились к областной власти с предложением — принять на уровне региона программу поддержки переселенцев. В обладминистрации и облсовете решили, что это нецелесообразно. Почему?
Идею создать в Харьковской области программу поддержки переселенцев озвучил правозащитник Юрий Чумак. По его мнению, документ, принятый на уровне области, мог бы стать опорой для внутренне перемещённых лиц в регионе, привлечь зарубежные организации-доноры.
Это тем более актуально в ситуации, когда Харьковская область — на втором месте по количеству переселенцев (официально в регионе сейчас около 200 тысяч внутренне перемещённых лиц — ред.), а «Стратегия развития Харьковской области в период до 2020 года», принятая облсоветом прошлой весной, предусматривает создание проектов и программ реинтеграции ВПЛ, подчёркивает Чумак.
«Наше обращение было адресовано Харьковскому облсовету. Они передали обращение в депутатскую комиссию, эта депутатская комиссия направила его в обладминистрацию. Там отказались создавать для этого рабочую группу. Написали, что это не целесообразно. Тогда общественники сами предложили проект программы. И получили ответ: считаем, что принимать такую программу «преждевременно». Я думаю, переселенцев просто выживают, выдавливают. Делается всё на уровне государства, чтобы они здесь не задерживались, не были нагрузкой на бюджет», — уверен автор обращения.
Он убеждён, что подобная программа могла бы решать проблемы ВПЛ, которые попали в сложные жизненные ситуации.
«Приведу пример: я общался с переселенцем, у которого один дом в Луганске, а другой дом — как дача — в Станице Луганской, на территории, контролируемой Украиной. Один из домов обстреляли «ЛНРовцы», угробили жильё, второй — украинские военные. И вернуться ему некуда. А здесь его лишили выплат. Вот в какие ситуации попадают люди», — рассказывает он.
В таких вопросах государство отстраняется и перекладывает решение на волонтёров, считает Чумак.
«Очень часто говорят — мы не можем принимать программу, потому что у нас денег нет. Хотя неоднократно на уровне первых лиц государства заявляют об элементах децентрализации, значит, что местные бюджеты получили больше средств. Надо понимать, что представители международных организаций готовы оказывать поддержку, если есть видение ситуации, путей разрешения этой ситуации. Но целевой программы нет, значит, и надлежайшей поддержки международных организаций не будет», — отмечает правозащитник.
Всё, что нужно для переселенцев, власти и так делают, в свою очередь утверждает заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Михаил Черняк.
В комментарии «МедиаПорту» он подтвердил, что инициативу общественников посчитали нецелесообразной.
«На сегодняшний день я не могу сказать, что остро необходима такая программа. Из огромного количества международных контактов, групп, визитёров, общественных фондов, которые к нам приезжали, кстати, количество рекордное — свыше 200 посетили нашу область, существенная доля приезжих — это люди, которые занимаются временно перемещёнными лицами, в разных сферах. Мы сотрудничаем с ними. Медицинскую помощь в Харьковской области переселенцам оказывают, проживанием, пусть в модульном городке или где-то в другом месте, тоже обеспечены. Школьники учатся, только больше полутора тысяч родилось за это время детей. Всё, что можно было сделать на местном уровне, делается в полной мере. Создавать какую-то программу, которая позволила бы привлечь средства? На самом деле любая существующая программа, любая инициатива, может привлекать внебюджетные средства», — считает Черняк.
«Если речь идёт о каких-то более узких направлениях, которые требуют тщательной проработки, может быть, это нужно отрабатывать конкретно», — добавляет вице-губернатор.
На личный приём к Черняку переселенцы обращаются с разными вопросами — о трудоустройстве, жилье. Чаще всего заместителя председателя ХОГА спрашивают о возобновлении соцвыплат (эта проблема была актуальной до внесения изменений в постановление Кабмина №509) и пенсий (это связано с проверками СБУ).
«Разные ситуации. Есть люди, которые с удовольствием приезжают в села, берут пустующие дома, селятся, начинают работать и у них всё получается и складывается. Есть, наоборот, не рассматривают предложенные варианты. Самая большая концентрация внутренне перемещённых лиц в городе Харькове, ближайшие районы к Донецкой области — Изюмский район, Барвенково. Острых случаев социальной напряжённости нет. Но люди есть люди, не без того, что происходят какие-то бытовые ситуации», — говорит вице-губернатор.
На вопрос о финансовой децентрализации и её эффекте Михаил Черняк отвечает следующее:
«По некоторым позициям проценты отчисления, налоговые отчисления, в большей степени остаются в местных бюджетах, но при всем при этом, мы понимаем, что на сегодняшний день нагрузка на местные бюджеты возросла. Это связано с теми же ПТУ, компенсацией проезда льготного контингента в общественном транспорте. Есть много вопросов, которые сегодня стали тяжёлой ношей местным бюджетам».
В 2015 году Кабмин утвердил Комплексную государственную программу поддержки переселенцев. На неё чиновники ссылаются, аргументируя нецелесообразность принятия отдельной программы на уровне области.
Юрий Чумак приводит в пример опыт Днепропетровской области. Областная программа поддержки переселенцев там действует уже два года.
«Программа широкая. В рамках неё мы реализуем разные проекты. Деньги выделяются как из бюджета, так и за счёт грантовых средств», — рассказала «МедиаПорту» пресс-секретарь Днепропетровского облсовета Анна Рыбченко.
По её словам, сейчас в рамках программы в Днепре строят общежитие для переселенцев.