Web Analytics
Список СБУ. Тест на переселенца | MediaPort

В Харьковской области на учёте органов соцзащиты 204 682 внутренне перемещённых лиц. Больше трети из них (84 027 человек) с февраля не получают социальных выплат. Переселенцев проверяет СБУ совместно с Министерством социальной политики. А всё потому, что власти заподозрили: деньги идут не по назначению и даже «служат прямым финансированием терроризма». Чем обернулась «чистка» и сколько ждать возобновления выплат настоящим переселенцам?

Из Кировска, контролируемого сторонниками так называемой «ЛНР», Наталья Каткова приехала в Харьков вместе с сыном, пожилой матерью и братом. Семья получила статус ВПЛ, «переселенческие» назначили только матери Натальи — 884 гривны адресной помощи на проживание (остальные члены семьи под критерии на получение помощи не попали).

Как одинокой матери государство ежемесячно выплачивает Наталье 415 гривен на несовершеннолетнего ребёнка, пенсия её матери составляет почти 1500 гривен. По приезду в Харьков семья перевела социальные выплаты на новое место. Но с февраля все начисления, в том числе не связанные со статусом ВПЛ, прекратились. Женщины попали в так называемые «списки СБУ».

Служба безопасности Украины и Государственная пограничная служба составили списки внутренне перемещённых лиц, которые, по их данным, оформили выплаты, но по месту регистрации не живут и могли вернуться на оккупированные территории. Переселенцев, вне зависимости, так это или нет на самом деле, начали массово снимать с учёта в местных управлениях труда и социальной защиты населения (УТСЗН). Социальную помощь люди не получают уже третий месяц. 

В конце февраля Арсений Яценюк заявил, что выплаты прекращены 150 тысячам переселенцев. Всего же, по подсчётам Службы безопасности, количество «фиктивных переселенцев колеблется от 500 до 900 тысяч человек». 

На соцвыплаты переселенцам из госбюджета выделяют 30 миллиардов в год, в интервью на прошлой неделе рассказал тогда ещё министр социальной политики, а сейчас вице-премьер по социальным вопросам Павел Розенко. Он уверяет, что выплаты не отменены, а приостановлены: если миграционная служба подтвердит, или сам человек обратится в органы соцзащиты и докажет, что СБУ ошиблось, выплаты будут возобновлены.

«Из-за преступных схем часть этих средств перетекает на оккупированные территории и служит финансированием для террористических организаций. Мы наступили на хвост коррупции. Мы неоднократного говорили о том, что десятки миллиардов бюджетных средств крутится в теневых оборотах. Поэтому понятно, что сейчас изнутри пытаются заблокировать этот процесс. Но мы будем двигаться дальше. Мы наведём порядок в этой сфере», — заявил Розенко. 

«Человеческий фактор никто не исключает»

Из 204 682 официально зарегистрированных переселенцев в Харьковской области в список СБУ попали 84 027 человек. Проверив почти половину из них, 40 688 ВПЛ, чиновники сняли с учёта 27 574 переселенца — столько людей не смогли доказать, что живут по указанному в документах адресу, а значит выплат больше не получат. По последним данным Департамета социальной защиты Харьковской облгосадминистрации (по состоянию на конец марта — ред.), из 40 688 ВПЛ восстановили выплаты только 1970 переселенцам. 

Внутренне перемещённые лица, которые вернулись на оккупированные территории, получают адресную помощь несправедливо, согласен с инициаторами проверок директор Департамента соцзащиты Юрий Шпарага.

«Я вам гарантирую, что людям, которые здесь зарегистрированы, но по факту не живут, выплаты отменят. Они не являются переселенцами. Живущий дома переселенцем не является», — категоричен Шпарага.

Непроживание по месту регистрации власти называют прямым основанием для отмены адресной помощи ВПЛ. Однако в списках СБУ немало необоснованно «подозреваемых» переселенцев — для некоторых из них социальные выплаты были единственным источником дохода.

«Приостановили — восстановят. Ошибки возможны. Человеческий фактор никто не исключает», — отвечает на это директор Департамента социальной защиты.

Наступая «на хвост коррупции», власти приостановили не только «переселенческие» выплаты, но и все остальные — помощь пенсионерам, инвалидам и другим категориям населения, зарегистрированным как ВПЛ. Так, по данным Департамента соцзащиты, только в Харьковской области пенсию не получают 66 200 человек. 

Юрий Шпарага этого не скрывает и утверждает, что власти пытаются этот вопрос решить. Губернатор отправил в Минсоцполитики письмо. В нём говорится, что «приостановление выплат пенсий гражданам Украины, каковыми являются жители Луганской и Донецкой областей, — неправильно, если не сказать больше, — незаконно».

Тем временем на территории Харьковской области продолжают работать комиссии, проверяющие переселенцев. В них включили представителей миграционной службы, органов внутренних дел, социальной защиты, Пенсионного фонда, центра занятости и органов местной власти. 

Переселенцы возмущены: чтобы попасть на приём, в управлении соцзащиты нужно отстоять «километровую очередь». 

«А чего туда ходить? Она (комиссия — ред.) сама придёт», — уверяет Шпарага. 

Обращаться в комиссии самим переселенцам не нужно, утверждает директор Департамента соцзащиты. Соцработники из мониторинговой группы сами придут и проверят, живёт ли по адресу регистрации ВПЛ. По словам Шпараги, переселенца должны заранее предупредить о визите листовкой.

«Это вообще незаконно»

Юрист Харьковской правозащитной группы Фёдор Данильченко о листовках слышит впервые. В марте он наблюдал за работой мониторинговой группы в Изюмском районе Харьковской области.

«Пока не выстоишь огромную очередь в своём управлении труда и социальной защиты, пока не запишешься в журнал, соцработники домой к тебе не придут», — говорит Данильченко.

Более того, по словам юриста, людей просят приходить в управление с арендодателем, который должен принести документы на жильё. (В то же время Юрий Шпарага уверяет, что делать это необязательно — авт.)

С февраля у правозащитников прибавилось работы — переселенцы жалуются, что не получают социальную помощь, просят юридического совета. О прекращении выплат и проверках заранее людей никто не предупредил. 

«Да, если всё хорошо, они (переселенцы — ред.) получат потом свои деньги. Но эти месяцы надо же за что-то жить. Как быть пенсионеру?», — задаёт вопрос представитель ХПГ.

Юрист Игорь Сосонский подчёркивает: никто не имеет права лишить человека пенсии, её он зарабатывал всю жизнь и теперь может получать где угодно, независимо от места проживания. Кроме того, прекращение «переселенческих» выплат нарушает нормы закона о защите прав и свобод ВПЛ.

Хотя и сам закон, утверждает юрист, не идеален. Раньше переселенцы получали справки без штампа миграционной службы. Так было прописано в законе о ВПЛ. В марте Кабмин принял постановление, согласно которому штамп миграционной службы обязателен. Тем, кто попал в список, но подтвердил своё место регистрации, нужно возобновить справку переселенца. Они идут в миграционну службу — там штамп не ставят. В УТСЗ всё равно отправляют за ним — руководствуются постановлением Кабмина.

«То есть постановление Кабмина противоречит норме закона. К сожалению, наши министры не знают, что закон имеет большую юридическую силу, чем постановление», — комментирует этот вопрос Сосонский.

Переселенец, который всё-таки подтвердил новое место проживания, начинает восстанавливать справку и попадает в тупик.

«От отчаяния люди собираются ехать обратно»

Прибавилось хлопот и волонтёрам. Люди стали чаще обращаться за гуманитарной помощью в «Станцию Харьков», рассказывает волонтёр Марина Воронцова: 

«Отправляем запросы в УТСЗ и советнику министра социальной защиты. Если всё совсем критично, собираем наборы из того, что есть».

Марина Воронцова — сама переселенка из Луганской области. После того, как перебралась в Харьков, вывезла и маму, которая сама не передвигается. На оккупированную территорию женщина не возвращалась, но попала в список СБУ.

«Люди уехали от войны, но и здесь не могут жить нормально. Всё время их будоражат. Люди от отчаяния собираются ехать обратно», — рассказывает волонтёр.

Пенсионерка из Горловки Валентина — тоже в списке. Ей удалось подтвердить своё место проживания. Теперь — круги бюрократии. Маршрут: управление соцзащиты — миграционная служба и обратно.

В областном управлении СБУ приводят статистику: открыли 30 уголовных производств, в том числе по тяжким статьям «Создание террористической группы или террористической организации», «Финансирование терроризма». Подробности об этих эпизодах в СБУ не раскрывают. Но о подозрениях говорят, как о доказанном факте. Почти 28 тысяч ВПЛ, снятых с учёта, определили «фиктивными».

Тем, кто проверку ещё не прошёл, остаётся ждать. В Департаменте соцзащиты рассчитывают закончить эту работу в регионе до июня. Переселенцы недоумевают: почему проверки нельзя было вести параллельно, не лишая одним махом социальных выплат всех.