К юбилею общины харьковские караимы получат свой храм
Харьковская община караимов культовое сооружение – храм дореволюционной постройки – получит уже в этом году, к юбилею общины. В октябре национально-культурное караимское общество будет праздновать десятилетие. В бывшем храме караимов сегодня находится транспортное предприятие, и верующие говорят, что без светских соседей содержать здание смогли бы вряд ли.
Караим – это не национальность, а религиозная принадлежность. Исправляет распространенную ошибку глава общины Валерий Иванов. Говорит, еще в царской России в паспорте в специальной графе писали – караимского вероисповедания. Позже караимов стали считать нацией. Караизм зародился в Крыму: как считают этнографы, в одном из тюркских племен.
Истоки караимской веры однозначно определить исследователи не берутся. Говорят, эта религия объединяет одновременно черты иудаизма, ислама и язычества. Караимы, как иудеи, верят в единого невидимого Бога. Но зовут именем древнетюркского языческого божества – Тенри или Тенгри. В кенасса – так называется храм – караимы, как мусульмане, входят босиком, а для женщин там есть специальный зарешеченный балкончик.
Для молитв харьковские караимы собираются в здании на углу улиц Гамарника и Кузнечной: сегодня это предприятие “Харьковтрансэкспедиция”, до революции здесь была кенасса – караимский храм.
Валерий Иванов, глава караимской общины: Построена она была 1893 году по проекту архитектора Покровского. После 29 года, когда она была отобрана государством у караимов, там была школа воинствующих атеистов, потом автотранспортное предприятие, автотранспортная школа.
Еще двадцать лет назад, согласно последней Советской переписи населения, в Харькове было семьдесят караимов. Сегодня – на двадцать человек меньше.
Валерий Иванов, глава караимской общины: Мы ищем, но помогают телевизионные передачи. Потому что, когда меня увидят или нашу общину по телевидению – звонят, объявляются. Это уже много раз было такое.