Web Analytics
Харьков, 1913-й. Дворец архитектора Бекетова | MediaPort

Финальная часть повествования о тех следах, которые оставил в архитектуре Харькова 1913-й год. В предыдущих публикациях я рассказал о первой работе архитектора Ржепишевского, созданной им совместно с Васильевым, и о несуществующем ныне здании лютеранской кирхи. Нынешняя статья — о дворце.

В 1913 году в харьковской прессе появились заметки о готовящемся в Харькове открытии нового грандиозного (любили сто лет назад это слово) здания и не просто здания, а дворца.

Принадлежал он не частному лицу — какому-нибудь аристократу, потомку старинного рода или, наоборот, нуворишу, вышедшему в люди благодаря собственной предприимчивости либо деловой хватке отца-деда. Хозяином дворца была целая организация — Харьковское медицинское общество. Его считали лучшим в Российской империи и одним из лучших в Европе.

Харьковское медицинское общество возникло в 1861 году по инициативе профессора Вильгельма Грубе. Первоначально это было чисто профессиональное объединение врачей, где медики могли изучать опыт друг друга и обмениваться достижениями. Но очень быстро деятельность общества вышла за узкие рамки чисто профессиональных интересов, медики «пошли в народ»: оказывали помощь прежде всего малоимущим жителям Харькова и губернии, создавали лечебные и научные медицинские учреждения.

К 1911 году — времени начала строительства нового здания — Харьковское медицинское общество за собственные деньги и на пожертвования создало лечебницу и больницу, бесплатную аптеку для бедных, химико-микроскопический кабинет (на самом деле это был не буквально кабинет, а полноценная лаборатория); бактериологический и Пастеровский институты, занимавшиеся разработкой прививок против инфекционных болезней (чумы, холеры, бешенства) и лечением этих болезней; бактериологическую станцию, которая занимала первое место в мире по выработке сывороток. Кроме того, за два года до этого возникло Общество скорой медицинской помощи, а за год — появился Женский медицинский институт.

Большинство учреждений медицинского общества — больница с лечебницей, Пастеровский и бактериологический институты, химико-микроскопический кабинет, аптека, а ещё библиотека с хранилищем в 50 тысяч томов — помещались на одном месте, в одно- и двухэтажных флигелях с разными пристройками и надстройками, на Пушкинской улице. Необходимо было новое, большое и просторное здание.

В 1910 году медицинское общество создаёт строительную комиссию. Её председателем становится известнейший врач Владимир Бобин, а в качестве консультанта приглашён самый, пожалуй, маститый харьковский архитектор — Алексей Бекетов. На его счету за двадцать лет работы был не один десяток и жилых, и общественных зданий, многие из которых по-прежнему украшают Харьков.

Мемориальная доска на здании нынешнего НИИ микробиологии и иммунологии имени И. И. Мечникова
Мемориальная доска на здании нынешнего НИИ микробиологии и иммунологии имени И. И. Мечникова

Сперва члены комиссии полагали устроить конкурс на создание проекта нового здания медицинского общества. Как написал потом в статье для архитектурного журнала «Зодчий» Бекетов:

«Однако с первых же шагов деятельности комиссии выяснилось, что никакой конкурс не может дать желаемых результатов, так как слишком разноречивы и разнообразны требования специалистов-врачей каждой отрасли. На общем собрании было постановлено решить эту задачу не по конкурсу, а путём составления целого ряда эскизных проектов одним архитектором совместно с представителями каждой отдельной специальности, чтобы таким путём подойти постепенно к наиболее рациональному способу решения задачи».

Другими словами, чтобы не объяснять каждый раз новому архитектору, что же необходимо харьковским врачам, и избежать лишних расходов на гонорары, медики решили пригласить для строительства одного архитектора. Поскольку Бекетов был уже в курсе дела, он и стал разработчиком проекта.

Лист из технических условий на постройку нового здания Харьковского медицинского общества, составленных Бекетовым А. Н. Центральный государственный научно-технический архив Украины, г. Харьков
Лист из технических условий на постройку нового здания Харьковского медицинского общества, составленных Бекетовым А. Н. Центральный государственный научно-технический архив Украины, г. Харьков
Фрагмент из технических условий на постройку нового здания Харьковского медицинского общества, составленных Бекетовым А. Н. Центральный государственный научно-технический архив Украины, г. Харьков
Фрагмент из технических условий на постройку нового здания Харьковского медицинского общества, составленных Бекетовым А. Н. Центральный государственный научно-технический архив Украины, г. Харьков
Фрагмент из технических условий на постройку нового здания Харьковского медицинского общества, составленных Бекетовым А. Н. Центральный государственный научно-технический архив Украины, г. Харьков
Фрагмент из технических условий на постройку нового здания Харьковского медицинского общества, составленных Бекетовым А. Н. Центральный государственный научно-технический архив Украины, г. Харьков

Бекетов исполнил 8 эскизов, прежде чем члены строительной комиссии медицинского общества утвердили проект. В самом начале работы выяснилось, что самая первая комиссия, разрабатывавшая задание по постройке дома медицинского общества на год раньше основной, в 1909-м, ошиблась в вычислениях и неправильно посчитала общую кубатуру здания. Члены первой комиссии не только изначально исходили из неверных данных, но и почему-то «забыли» о некоторых помещениях, например, служебных квартирах и всех подвальных помещениях.

Поэтому по первоначальным расчётам общий объём здания составил 2362 кубических сажени (почти 23 тысячи кубометров), а при пересчёте — 4521 кубическую сажень (около 44 тысяч кубометров). Медицинское общество не могло финансово потянуть строительство такого огромного здания, пришлось отказываться от некоторых не особо нужных помещений. В итоге объём здания составил около 3000 кубических саженей, или чуть больше 29 тысяч кубометров.

План 1 и 2 этажей здания Харьковского медицинского общества. Центральный государственный научно-технический архив Украины, г. Харьков
План 1 и 2 этажей здания Харьковского медицинского общества. Центральный государственный научно-технический архив Украины, г. Харьков

Наброски А. Н. Бекетова. Центральный государственный научно-технический	архив Украины, г. Харьков
Наброски А. Н. Бекетова. Центральный государственный научно-технический архив Украины, г. Харьков
Наброски А. Н. Бекетова. Центральный государственный научно-технический	архив Украины, г. Харьков
Наброски А. Н. Бекетова. Центральный государственный научно-технический архив Украины, г. Харьков

Смета на выполнение работ в строящемся здании Харьковского медицинского общества. Центральный государственный научно-технический	архив Украины, г. Харьков
Смета на выполнение работ в строящемся здании Харьковского медицинского общества. Центральный государственный научно-технический архив Украины, г. Харьков

Строительство началось в 1911 году, а уже в 1913 дом был готов к открытию. Масштаб нового здания медицинского общества впечатлял, поэтому его стали называть «Дворец медицины». 

«Южный край», 18 марта 1913 года
«Южный край», 18 марта 1913 года

Заканчивая предыдущую статью анонсом этой, я написал, что расскажу о реверансе Бекетова эпохе Возрождения. Это так и не совсем так.

Алексей Николаевич был действительно свободным художником. Не только в смысле профессии архитектора, которые наряду с литераторами, художниками, врачами, юристами и некоторыми другими именовались «лицами свободных профессий». Он был свободен как мыслитель, творческий человек. Он был свободен от штампов и стереотипов и совершенно не боялся экспериментировать.

Бекетов считается эдаким певцом эклектики и историзма. У него и в самом деле практически нет «чистых» зданий, то есть построенных в каком-либо едином, строго выдержанном стиле. Бекетов брал за основу определённое историческое направление и, как на стержень, нанизывал на него что-то ещё, обрабатывал и дополнял своими идеями.

Алексей Николаевич Бекетов. Фото А. Федецкого. Начало ХХ века
Алексей Николаевич Бекетов. Фото А. Федецкого. Начало ХХ века

Алексей Николаевич Бекетов в народной рубахе. Фото начала ХХ века
Алексей Николаевич Бекетов в народной рубахе. Фото начала ХХ века

В автобиографии Алексей Бекетов написал замечательные строки:

«Я заставлял своих заказчиков строить свои особняки в самых разнообразных стилях, начиная от мавританского, классики, барокко, итальянского ренессанса и кончая рококо и Венским Сецессионом… Однако, … при проектировании общественных и правительственных зданий, я всегда придерживался и теперь придерживаюсь того, чтобы наружный облик здания и его плановое решение всегда соответствовали назначению каждого данного сооружения».

Новое здание должно было стать настоящим Дворцом медицины, символом её торжества. Поэтому архитектор Бекетов и выбрал достаточно строгие и одновременно мощные, величественные, но без лишнего пафоса формы неоклассики — обращения к не так давно (по отношению к тому времени) ушедшему прошлому, второй половине XVIII — первой половине XIX веков. В Харькове до сих пор сохранились здания этого периода, построенные в «чистой» классике, например, усадьба дворянина Дмитрия Сердюкова на Чернышевской, 14.

Но поскольку бекетовский Дворец медицины был всё же переосмыслением классики, то великий архитектор смешал несколько стилей, добавив черты и ренессанса, и модного тогда модерна.

Дворец медицины. Фото начала ХХ века
Дворец медицины. Фото начала ХХ века

Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда

Ещё более роскошным был интерьер здания. Так, шикарная парадная лестница была изготовлена из мрамора итальянской фирмой «Франческо Котти» и стоила порядка 10 тысяч рублей. Недешёвой была и остальная обстановка. Вот что писал «Южный край» в августе 1913 года:

«Южный край», 26 августа 1913 года
«Южный край», 26 августа 1913 года

Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда

Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда

Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда

Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда

Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда

Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда

Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда

Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда

Всего строительство Дворца медицины обошлось Харьковскому медицинскому обществу в 360 тысяч рублей. Гонорар архитектора Бекетова составил 10 тысяч — огромные сто лет назад деньги.

Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда
Фото из архива Максима Розенфельда

Новое здание собирались освятить 5 мая 1913 года. Чтобы открытие Дворца медицины было ещё более торжественным и знаменательным, до этого времени отложили даже празднование 50-летнего юбилея медицинского общества, которое должно было состояться ещё в 1911 году.

Но к маю 1913-го не все работы в здании ещё были готовы. Открытие перенесли на осень. И тут грянуло «дело Бейлиса». В октябре, незадолго до вынесения приговора, члены медицинского общества высказались в пользу того, что убийство мальчика Ющинского не могло быть ритуальным. Управляющий губернией вице-губернатор Масальский закрыл общество.

Вновь заработало оно уже в ноябре.

Как ни странно, новое здание медицинского общества не было открыто и в 1914 году. Во всяком случае, я не нашёл такой даты, более того, я говорил с несколькими исследователями истории медицины и вообще дореволюционной истории Харькова — и никто из них не встречал в архивах упоминания об этом событии.

В августе 1914-го началась война и стало не до того. Учреждения, помещённые в новом здании, понятно, работали. Осенью того же года одно из крыльев на 3-м этаже предоставили под лазарет для раненых. Далее события в стране развивались ещё более стремительно и радикально — революция, смена власти etc.

«Торжественного открытия» здания Харьковского медицинского общества, возведённого архитектором Алексеем Бекетовым, история так и не зафиксировала.

Но важнее то, что функцию свою здание выполняло исправно, с первого и до сегодняшнего дня. За все годы здание ни разу не поменяло профиль — сейчас там находится НИИ микробиологии и иммунологии имени И. И. Мечникова.