Вы тратите деньги…

К посту «Здравствуйте» от 16 августа блога Юрия Сапронова:http://ysapronov.livejournal.com/1644.htmlМилтон Фридман в книге «Свобода выбирать», написанной вместе со своей женой Роуз, предложил простую классификацию расходов в виде таблицы под названием «Вы тратите деньги». В ней представлены 4-е категории.Категория 1: вы тратите СВОИ деньги на СЕБЯ. Например, делая покупки в магазине, вы заинтересованы расходовать деньги экономно и получить максимальную полезность от каждой потраченной единицы.Категория 2: вы тратите СВОИ деньги на КОГО-ТО ДРУГОГО. Примером может быть покупка подарков или та же благотворительность. Вы также стремитесь расходовать деньги экономно, однако здесь вы стараетесь купить то, что понравиться или будет полезным получателю подарка.Категория 3: вы тратите ЧУЖИЕ деньги на СЕБЯ. Например, обедаете по корпоративной карточке за счет фирмы или, будучи чиновником, за счет налогоплательщиков делаете ремонт в своем кабинете, а может, приобретаете автомобиль (и, конечно же, самый «недорогой»). Здесь вас мало заботит снижение расходов, но вы заинтересованы в том, чтобы получить за эти деньги как можно больше для себя. Эта категория, конечно же, относится и к тендерным закупкам, которые осуществляются за бюджетные деньги. В общем, ко всем случаям, где программами и деньгами управляют чиновники.Категория 4: вы тратите ЧУЖИЕ деньги на ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА. Яркий пример – это наши законодатели или депутаты в радах, которые утверждают бюджетные расходы. Вам нет дела до экономии, а равно и до того насколько эти деньги были использованы эффективно и с полезностью для кого они собственно направлялись. Впрочем, если у вас есть собственная заинтересованность в получении вознаграждения, то эта категория переходит в 3-ю.К чему я это все? А к тому, что есть человеческая природа, которую как ни пытайся изменить все равно ничего не выйдет. И до тех пор, пока чиновник знает, что все равно он не будет оплачивать телефонные счета из своих доходов, он не будет экономно расходовать деньги налогоплательщиков, а тем более использовать современные технологии.Есть, конечно, одна человеческая черта характера, которая способна победить личную заинтересованность и стать гарантией более эффективного использования денег для получателей – человеческая доброта или милосердие. Но каков процент людей в мире, обладающих такой чертой как Мать Тереза? Один на тысячу или один на миллион? И где их искать?А рецепт решения данной проблемы, на мой взгляд, очень прост. С одной стороны, необходимо увеличивать долю денег, которые относятся к 1-ой и 2-ой категории, с другой, уменьшать долю 3-ей и 4-ой категории. Каким образом? 1) сокращать чиновничий аппарат (меньше чиновников, меньше телефонных разговоров) и 2) уменьшать налоги, тем самым у граждан будет больший доход и больше денег на руках. И не важно, на кого и на что будут тратиться эти деньги (на себя, семью, друзей, свой бизнес, благотворительность). Важно, что люди будут это делать экономно и с максимальной полезностью как для себя, так и для общества в целом.Что касается нежелания и неумения чиновников идти вперед, то, на мой взгляд, это их естественное состояние. Предприниматели и чиновники – это антиподы, одни ведут к новому, а другие стремятся законсервировать нынешнюю ситуацию. По своей природе бюрократический аппарат относится к группе крайних консерваторов, для которых любые инновации, структурные перемены неприемлемы. Предприниматели же по своей природе являются пионерами и экспериментаторами. Людьми, которые не бояться идти вперед, осваивать новое и нести при этом за свои поступки ответственность. Не имеет смысла взывать к бюрократам, приводя в качестве аргументов истории одних из самых успешных предпринимателей мира. Это их еще больше злит, чем стимулирует к деятельности.Единственные перемены, которые чиновники воспринимают на «ура» – это расширение бюрократического аппарата (создание новых управлений, отделов, введение новых должностей и т. д.), тем самым увеличивая налоговое бремя на тех самых предпринимателей.P. S. Кстати, заметил интересную тенденцию: в период экономического роста бюрократический аппарат расширяется, а в период кризиса не сокращается!