В своих публичных выступлениях 24 августа главы украинского государства не только отдают должное независимости своей страны, но и упоминают Конституцию. Правда, чаще не в том контексте, которого следовало бы ожидать от людей, являющихся гарантами этой Конституции и приносившими торжественную присягу на ее экземпляре. Как правило, конституционный текст поддается в речах лидеров страны легкой критике, и констатируется необходимость внесения изменений в его разделы, касающиеся распределения полномочий между институтами государственной власти.
Начало этой неоднозначной традиции положил Леонид Кучма, который 24 августа 2002 года в радиообращении к народу, неожиданно взяв на вооружение лозунги оппозиции, провозгласил необходимость перехода от президентско-парламентской модели власти к «более европейской» парламентско-президентской. Так был дан старт конституционной реформе, не завершенной и по сей день.
Вот и в нынешний праздник президент Янукович упомянул о том, что «нам всем вместе нужно основательно совершенствовать Конституцию». Правда, конкретных рецептов и направлений этого совершенствования нынешний глава государства не указал, зато ограничился в нескольких словах своим видением реформированной Украины как страны «с устойчивой политической системой». И даже предложил ее «формулу», состоящую из пяти пунктов.
Пункт первый в исполнении Януковича и спичрайтеров из его администрации – «это сильный президент, у которого есть практические рычаги координации контроля над реализацией ключевых вопросов реформ и стратегического курса государства». Спичрайтеры упомянуты, поскольку вряд ли человек с нормальным интеллектом самостоятельно мог бы додуматься до столь идиотской в своей абсурдности и размытости формулировки, как «практические рычаги координации контроля над реализацией». Что это за рычаги такие? Есть ли какие-то из них у президента сейчас, и каких именно ему не хватает, чтобы практически координировать-таки этот самый «контроль над реализацией»?