В марте театр им. Шевченко порадует двумя премьерами (обновлено)
Два режиссера – две премьеры. В марте театр Шевченко презентует два новых спектакля – впервые после того, как главный режиссер “Березиля” Андрей Жолдак уехал работать в Швейцарию. Сегодня с труппой украинской драмы работают два приглашенных режиссера. Игорь БОрис – он ставит в театре Шевченко драму Олеся Гончара “Собор”, и Степан Пасечник – режиссер работает с пьесой шведского драматурга Августа Стринберга, которого критики часто сравнивают с Чеховым.
Ритуальные танцы, украинские обряды и современная музыка. Таким видит “Собор” Гончара режиссер Игорь Борис. Еще – актеры, гуляющие по зрительному залу, костюмы, стилизованные под шестидесятые, и декорации – они будут даже над креслами. В то же время авангардной постановку режиссер не считает. И утверждает, что ДО него это произведение никто не ставил, ни в Харькове, ни во всей Украине. Говорит, при Союзе, на “Соборе” Гончара стоял штамп “нерекомендовано” – для экранизации, изучения в школе и постановки на сцене. Сегодня, говорит Игорь Борис, цензуры нет, и “Собор” не ставят уже по другой причине – спектакль, как уже сейчас уверен режиссер, не принесет коммерческой выгоды.
Игорь Борис, режиссер: Що таке комерційна вистава. Це коли я роблю виставу, задовольняючи вимоги інстинкту фізіологічного і біологічного людини. Це комерційна вистава. Це те, що мені приємно емоційно. Вистави, що робить театр під моєю структурою – це концептуальні вистави, це вистави які задовольняють мислення.
Тоже когда-то запрещенного, но шведского драматурга, пятью этажами выше в репетирует другой режиссер. Тандем Август Стриндберг и Степан Пасечник создается на экспериментальной сцене украинской драмы. Из декораций – только столы и стулья. Минимум актеров, и все они играют жителей одного дома. Критики называют пьесы Стриндберга – театром абсурда, самого автора – мастером психологизма. В советской стране шведского драматурга не читали – он не вписывался в идеологию коммунизма, а потому Стриндберга не издавали и не печатали на афишах театров.
Степан Пасечник, режиссер: Ця вистава, як і взагалі тема Стрінберга чоловік і жінка всередині, про їх ніколи не розрішимий конфлікт, 57:39 По суті його драматургія є трагічною, тут мені здалося, що він закладає якийсь світлий початок, і мені це сподобалось56″27 Він писав напередодні символізму і вже відхід від натуралізму. І ось на стику цих часів народжується особлива мова, знайти код до якої режисеру я думаю, цікаво.
Сегодняшняя репетиция – и “Собора”, и стриндберговской “Непогоды” – для актеров театра последняя в этом месяце. В воскресенье харьковская труппа едет в Мадрид. Покажет испанцам “Гамлета” Жолдаковской редакции. Выходу двух новых спектаклей, утверждают в “Березиле”, гастроли не помешают. Обе премьеры намечены на середину марта.