Строительство метро в Харькове началось с курьеза
Строительство метро в Харькове началось с курьеза. В марте 1963-го исполком Харьковского горсовета решил, что городу нужно метро. Решение исполкома и материалы, подготовленные местным отделением института “Гипроград” (сейчас – Харьковпроект) отправили в ЦК КПУ. Потом – в ЦК КПСС и Совет Министров СССР. После этого, по поручению СовМина, Госплан СССР предложил спроектировать и построить в Харькове скоростной трамвай. На то, чтобы переубедить московских чиновников, у харьковчан ушло больше года.
У серпні 1975 року відбувся пуск першої лінії Харківського метрополітену, і це стало справді всенародним святом. Довгоочикувана мить. Здійснення мрії півторамільйонного міста. Перший відрізок підземки від станції метро «Московський проспект» до нинішньої «Холодної гори» було пройдено за рекордно короткий термін.
Харьковское метро начиналось как ударная стройка. Государство не скупилось на деньги, строители работали в три смены. Так было с первыми двумя линиями. Третьей Алексеевской не везло с самого начала. В середине восьмидесятых расходы на масштабные стройки сильно урезали. Деньги на Алексеевскую линию Харьков получил, как тогда говорили, по блату. Владислав Мысниченко, в то время первый секретарь обкома, воспользовался командировкой в Москву, чтобы попасть на прием к председателю Совмина СССР Николаю Тихонову, бывшему харьковчанину.
Владислав Мысниченко, 1-й секретарь Харьковского обкома в 1980-1990 гг.: Меня что удивило, что сразу же вне очереди пригласил Тихонов к себе, начался разговор о Харькове. А потом он говорит, слушайте вы, вы ж мои землячки, что ж вы стесняетесь вопросы решать. Может быть, есть какие-то вопросы у вас. Почему днепропетровцы ко мне ногой дверь открывают и буквально каждую неделю у меня решают все вопросы, которые беспокоят Днепропетровскую область. А почему вы стесняетесь? Я этого и ждал, между прочим, первый вопрос по строительству третьей очереди метро.
Мысниченко вспоминает, что Тихонов тут же велел выделить восемь миллионов советских рублей на строительство харьковского метро из резервного фонда Совмина. Деньги на станции, открытые сегодня, метрополитеновцы просили не только у государства, но и у городских и областных властей. Следующую станцию на алексеевской линии – “Интернациональную” тоже будут строить в складчину. Следующее торжественное открытие подземки в Харькове назначено на 2006-й год.