Соцопрос: Большинство педагогов не верит, что тестирование поможет точно оценить знания выпускников
Педагоги не верят, что внешнее тестирование может точно оценить знания выпускников. Таковы результаты опроса, который проводился в рамках проекта «Сприяння активної участі громадян у протидії корупцій в Україні «Гідна Україна» с декабря 2007 по февраль 2008. Опрашивали 11-классников по всей стране (1612 человек), их родителей (411), студентов 1-2 курсов (1026) и представителей школ (200). По мнению большинства из них, внешнее независимое тестирование (ВНТ) позволит сократить взятки в области образования.
По информации менеджера по исследованиям и мониторингу проекта Светланы Горной, опрос проводили методом личного интервью и в четырех группах (одиннадцатиклассники, их родители, студенты 1-2 курсов и представители школ) – всего 3249 респондентов старше 18 лет, которые проживают в Украине.
На вопрос, насколько распространена коррупция в получении высшего образования,
большая часть респондентов ответили, что во время:
вступительных экзаменов: 48% – родителей, 50% – 11-классников, 65% – педагогов и 64% – студентов;
выпускных экзаменов: 11% – родителей, 12% – 11-классников, 8% – педагогов и 29% – студентов;
внешнего тестирования – 3% родителей, 6% – 11-классников, 1% – педагогов и 15% – студентов.
Вместе с тем, 71% опрошенных педагогов считают, что тесты не позволяют точно оценить способности и знания ученика. Так же думают 47% опрошенных выпускников школ, 50% родителей, 55% студентов. А 34% 11-классников, 30% родителей, 27% студентов и 24% педагогов не доверяют автоматической обработке результатов тестов.
С коррупцией сталкивались во время:
проведения внешнего тестирования – 7,1% студентов, 5% 11-классников, 4,3% родителей;
выпускных экзаменов – 0 % студентов, 8,3% выпускников школ, 9,7% родителей;
вступительных экзаменов: 18,9% студентов, 12,6 % 11-классников и 8,9% родителей.
С тем, что коррупция может быть оправдана, категорически не согласились 40% педагогов, 35% 11-классников, 33% родителей и 29% студентов. Полностью согласились с этим 8% педагогов, 9% 11-классников, 10% родителей и 11% студентов.
Проект «Гідна Україна» определил, какие самые «популярные» виды коррупции при поступлении в вуз. На первом месте – личные связи, на втором – вымогательство и на третьем – предложение взятки.
Наиболее частые нарушения на вступительных экзаменах, по результатам опроса:
обмен информацией с соседями по парте – ответили 25% всех опрошенных из 4-х групп;
использование «шпаргалок» – 22%,
подсказки отдельным ученикам со стороны инструктора – 16%, использование мобильных телефонов – 13%.
Тогда как на внешнем независимом тестировании самые «популярные» нарушения:
использование «шпаргалок» – 29%;
обмен информацией с соседями по парте – 23%;
подсказки отдельным ученикам со стороны инструктора – 16%, использование мобильных телефонов – 14%.
Светлана Горная отметила, что эти показатели проект «Гідна Україна» сравнит аналогичным опросом, который организация намерена провести после проведения внешнего тестирования и вступительной кампании-2008.
Проект «Гідна Україна» выполняет компания «Менеджмент Системс Интернешнл» (MSI) в сотрудничестве с украинскими организациями при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию USAID.