Web Analytics
«Станция Харьков». Как это устроено | MediaPort

Сначала у них был стол и чайник. Организовавшись в самый разгар конфликта на востоке, они заняли уголок в здании Южного вокзала. «Самозахват» быстро разросся — слишком много было «клиентов». О жизни «Станции Харьков» — тогда и сейчас. 

Это сегодня волонтёры «прописались» на тихой улице Дмитриевской. В 2014 году их «приёмной» был харьковский вокзал. Сгруппировавшись в соцсетях, они приняли удар на себя. Первыми встречали тех, кто покинул свои дома на Донбассе. И только спустя какое-то время к ним подключились представители власти — спасатели и соцработники.

«Взяли штурмом вокзал», — говорят на «Станции Харьков»

Растерянных и беспомощных в чужом городе, переселенцев успокаивали волонтёры. Собирали помощь и кормили людей. Когда понимали, что идти приезжим некуда, били тревогу. Сами искали ночлег. И находили — селили у себя, у друзей и всех, кто не побоялся временно приютить. 

«Звонит дежурный по вокзалу. Говорит, сейчас привезут 500 переселенцев из Дебальцево. Ночь. Начинается паника. Что ему делать? Звать волонтёров!», — вспоминают истории на «Станции».
«Звонит дежурный по вокзалу. Говорит, сейчас привезут 500 переселенцев из Дебальцево. Ночь. Начинается паника. Что ему делать? Звать волонтёров!», — вспоминают истории на «Станции».

Вообще у «Станции Харьков» уже был волонтёрский пункт. Первый — «под арочкой» на улице Октябрьской революции (после переименования она называется Москалёвской), второй — на улице Блюхера (сейчас — Валентиновской). Затем «Станция» переехала на улицу Краснооктябрьскую (теперь Конторскую), позже — на улицу Карла Маркса (Благовещенскую). Там выдавали помощь, которую волонтёры собрали за счёт пожертвований. Стало не хватать места, и «штаб-квартиру» перенесли в более просторное помещение на улицу Дмитриевскую, 25. 

Двухэтажное серое здание, которое легко не заметить, если бы не зелёная вывеска. И люди. Они везде. 

Работа волонтёрского пункта напоминает муравейник. Одни что-то приносят, другие принимают, третьи — ждут своей очереди. В здание меня ведёт Юлия Пименова — два года назад её, как и других волонтёров, «накрыло» волной переселенцев. И если кому-то покажется, что наступил «штиль», на самом деле забот здесь не убавилось. 

На новом месте «Станция Харьков» занимает два этажа. От входа тянется узкий коридор, у стены — лавки для посетителей. Условный «ресепшн»: переселенцев регистрируют и подсказывают, к какому специалисту обращаться.

Дальше — склад. Детские сапоги, обувь для взрослых, коробки с одеждой, помеченные от руки: «Шорты», «Рубашки» или «Свитер подросток». Всё это — помощь от харьковчан и посылки из-за границы. Волонтёр Валентина сортирует вещи — раскладывает одежду по ящикам и вспоминает, как с пустыми руками уезжала из Горловки. 

«А здесь помогли. Сама стала волонтёром, когда мне плащ подарили. Такой красивый, — восторженно разводит руками и улыбается. — Подкупили».

Таких, как Валентина, здесь много. Часто переселенцы, устроившись на новом месте, сами приходят помогать. Тем, кому это сейчас нужнее.

«И раненых встречали. Один мужчина паспорт показывает, а он прострелен», — вспоминает Юлия Пименова. 

В кабинете по соседству с волонтёрами — представители городского Центра занятости. Одни консультируют по социальным вопросам, другие помогают найти работу.  Вопрос номер один — как восстановить выплаты переселенцам.

Кабинет с компьютерами Юлия называет по-модному — «хабом». Здесь можно воспользоваться техникой с доступом в Интернет.

Рядом — самый настоящий учебный класс. На месте бывшего склада волонтёры расставили парты, повесили доску и алфавит. Здесь будут заниматься с ребятами: подтягивать по предметам детей-переселенцев и готовить к школе малышей.

На второй этаж нас ведёт кот Рыжик. Местный любимец важно поднимается по ступенькам, где нас уже встречают психологи «Станции Харьков». 

К Елене Доюн и Татьяне Зиновьевой обычно приходят взрослые — поговорить о проблемах детей. Но выясняется, что и взрослым помощь нужна не меньше, чем детям. 

«Произошло важное изменение. Наконец-то люди поняли, что обращаться к психологу — не значит быть психом. Говорить о проблемах нужно. Особенно после того, что люди видели у себя дома: стрельбу, разрушения, страдания или даже смерть», — объясняет Татьяна.

Чтобы найти с детьми общий язык, Татьяна достаёт игрушки. 

«Вот кукольный театр собираем», — показывает психолог, надевая на руку плюшевого львёнка. 

Работой с бумагами занимаются юристы. Амалия Шумилова помогает переселенцам восстановить и оформить документы, получить нужные справки. Объясняет, как и куда грамотно подавать заявления, защищая свои права.

Сердцем «Станции Харьков» волонтёры называют детскую. В центре большой комнаты, заваленной мишками и конструкторами, — «волшебный коврик». Так его называет волонтёр Надежда Рындина.

«На нём дети ведут себя не так, как обычно. Играют, забывая о всех ужасах, которые видели дома».

Пока родители решают свои вопросы, занимаются на курсах или мастер-классах, организованных волонтёрами, дети играют. Ребятам нравится. Тем более что игрушки можно даже забирать с собой.

В «Станции Харьков» несколько координаторов, но начальника нет.

«Одного руководителя у нас нет, — рассказывает Юлия Пименова. — Когда в 2014 году всё начиналось, появлялись направления, кто-то один за каждое из них отвечал. Эти координаторы принимают основные решения».

Проектом «Станция Харьков» заинтересовались международные организации. Чтобы принимать гуманитарные грузы, волонтёры создали юридическое лицо — благотворительный фонд. Всех международных доноров организации сходу перечислить сложно.  

«Работали с фондом «Видродження» (фонд Сороса), USAID (Агентство США по международному развитию), представителями Евросоюза. Сейчас у нас есть проекты с УВКБ ООН (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев) и немецким GIZ (Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit)», — говорит Юлия Пименова. 

За счёт средств благотворительных организаций волонтёры раздают гуманитарную помощь и оплачивают работу специалистов разных направлений.

Сейчас у «Станции Харьков» есть ещё четыре пункта в области: в Балаклее, Барвенково, Изюме и Купянске-Узловом. Всего в организации работают около 120 человек. Две трети из них — в Харькове.

К «Станции» подключаются люди разных профессий. Для кого-то это стало новой работой, кто-то совмещает её со старой на общественных началах.

По статистике на сентябрь 2015 года, волонтёры «Станции Харьков» помогли 100 тысячам переселенцев.

Дальше их просто перестали считать.

Фото: Евгений Педин