Дело на миллион семьсот
Харьковский горсовет оценил демонтаж постамента снесённого памятника Ленину на площади Свободы в 1 миллион 700 тысяч гривен. Круглая сумма выглядит пугающе. Корреспондент «МедиаПорта» пытался посчитать, стоит ли того постамент.
Программа экономического и социального развития Харькова на 2016 год, за изменения к которой депутаты горсовета проголосовали в феврале, предусматривает несколько сумм на площадь Свободы. 2,5 миллиона гривен городские власти готовы потратить на реконструкцию сквера позади бывшего памятника Ильичу, 450 000 — на реконструкцию сети внешнего освещения площади.
Внимание общественности привлекла другая семизначная цифра — узенькая строчка в конце восьмой страницы решения. Пункт 77 в списке объектов, которые городские власти планируют профинансировать в 2016 году.
На «демонтаж постамента памятника Ленину и прилегающих к нему элементов благоустройства» заложили сумму в 1 700 000 гривен.
«Это маразм, это цирк абсурда! Это всё можно сделать своими руками. Берётся в аренду оборудование, и люди, волонтёры, всё это разбирают сами. Нанимают машины и потом выставляют счёт. Я думаю, 100-200 тысяч, в эту сумму можно вложиться», — считает в уме один из участников сноса памятника Валентин Быстриченко.
Он говорит, что самостоятельно готов разбирать постамент. Перед интервью, шутя, спрашивает: «Таня, нести перфоратор?» А во время общения «под запись» настойчиво интересуется, нет ли у меня кайла.
Кайло не поможет, уверены в горсовете. Во-первых, конструкция, как объясняют чиновники, сделана на совесть. Во-вторых, разрушать её нужно с соблюдением строительных норм. На идею активистов разобрать постамент в горсовете отвечают: «Спасибо, не надо».
«Потом навести порядок будет дороже. Там очень близко к верхнему слою земли проходит метро, там сквер, в котором тоже нужно будет вскрывать асфальт, для того, чтобы убирать фундамент от памятника, ещё толком никто не знает, сколько там железобетона. Там очень много на самом деле работы и та сумма, которую называют активисты в 100 тысяч гривен, эта сумма вообще неизвестно откуда взята», — подчёркивает директор Департамента информации и связей с общественностью Харьковского горсовета Юрий Сидоренко.
В предварительном наборе работ, которые перечисляет Юрий Сидоренко, значится:
- демонтаж ориентировочно 1000 м³ монолитного железобетона;
- демонтаж ориентировочно 250 м³ сборных гранитных блоков;
- разработка и вывоз грунта — ориентировочно около 5000 м³.
Гранитные блоки, по плану горсовета, строители будут снимать аккуратно, чтобы использовать повторно. Стоимость разборки гранитных ступеней, по предварительным расчётам мэрии, «составляет 2513 грн за 100 м в прямых затратах, демонтаж блоков гранитных постамента — 15 918 грн за 100 шт. в прямых затратах, перевозка строительного мусора до 20 км — 76,61 грн за 1 тонну».
Вопросом остаётся, каким способом будут разбирать постамент. От будущего проекта будет зависеть окончательная сумма. На языке управления строительства, ремонта и реконструкции Департамента строительства и дорожного хозяйства объяснение звучит так:
«В существующей нормативной базе Минрегиона стоимость работ по разборке 1 м³ бетонного фундамента составляет 986 грн в прямых затратах (расценка Е46-34-2). Указанная расценка не соответствует необходимой технологии производства работ (отбойный молоток, работающий от компрессора). Разрушение 1 м³ массивов железобетонных гидромолотом (расценка ПР6-10010) стоит 1962 грн в прямых затратах. Расценка относится к нормативной базе Минпромполитики и не может применяться нами без соответсвующего согласования. Учитывая отсутствие прямой расценки на указанные работы в нормативной базе Минрегиона, принято решение разрабатывать индивидуальную расценку с последующим утверждением в составе проекта в установленном порядке, что позволит снизить стоимость работ по демонтажу постамента памятника В.И. Ленина».
После безуспешных попыток посчитать «на калькуляторе», корреспондент «МедиаПорта» показал предварительные расчёты горсовета инженеру частной проектно-строительной компании Андрею Азаренко. Представитель фирмы, выбранной наугад через Google, за сутки просчитал стоимость работ. Вышло три варианта. Самый дешёвый — 1,6 млн гривен (при условии, что используется гидромолот, а бетон — «слабый»).
Самый дорогой — 4,4 миллиона (если использовать отбойные молотки). На вопрос, можно ли вложиться в 100-200 тысяч гривен, Азаренко уверенно отвечает:
«Однозначно, нет. Без вариантов вообще. Вы поймите, это сооружение технически сложное, большое, тяжёлое, то есть экскаватором его не собьёшь. Как-то подкопать, чтобы упало, тоже невозможно. Это огромная глыба железобетона, которая напичкана арматурой. 100-200 тысяч, даже миллион, если кто-то скажет: «Ребята, я сделаю вам за миллион», с большой долей вероятности, у него это не получится».
В то же время инженер допускает вариант удешевления: если использовать необычные технологии, нестандартный инструмент.
О специальной технике, которую можно было бы использовать, рассказывает руководитель другой строительной компании Сергей Березнёв. По его мнению, стоимость работ реально сократить до 300-400 тысяч гривен. Если не полениться, а сесть за телефон и обзвонить специализированные фирмы. Сергей Березнёв оценивает объём работ визуально и делает вывод, основываясь на опыте компании при работах по демонтажу.
«У специализированных компаний есть специальная техника, которая стоит определённых денег, но они эти работы выполняются в сроки, не связанные с ДБН (державні будівельні норми — ред.). Не 30 календарных дней, к примеру, а 10. Соответственно, солярки меньше, заработная плата уменьшилась, эксплутационные расходы уменьшились. Есть специальные экскаваторы с «клещами», есть техника, которую, к примеру, в Запорожье использовали, когда демонтировали Ленина. Из Германии привезли, и алмазным большим кругом просто спилили его. Но для того, чтобы сказать, что нам надо, нужно потратить тысяч 50-60, может быть, 70 — на проектные работы. Специальные организации дают рекомендации, что нужно сделать. И по этим рекомендациям можно чётко посчитать, что нужно сделать», — объясняет Сергей Березнёв.
«Если укрупнённо посчитать. Вывоз — сколько стоит ходка? Если просто вывозить железобетон в Дергачи, на свалку, это где-то 700-800 гривен/ходка. Восемьдесят 15-кубовых машин на 700 и получается 56-60 тысяч — это вывоз. Погрузка будет стоить примерно половину этой суммы — добавляем ещё 30 тысяч. Вот мы уже набрали 86-90 тысяч гривен. Плюс необходимо сделать определённые инженерные работы — ограждение, подвод воды, временное электричество, техника безопасности, это ещё тысяч 25-30. Это я считаю прямые затраты. Тяжело сказать, но ориентировочно 100-150 тысяч — это сами разрушительные работы. Причём часть из них уйдёт на снятие делового гранита, так как его необходимо аккуратно отколоть, остальное — это аренда техники», — подсчитывает Березнёв.
Сколько времени городские власти потратят на разработку проекта, в горсовете не уточняют. По словам Юрия Сидоренко, документы отправят на согласование в Киев. Валентин Быстриченко и его соратники в разговоре с журналистами обещают, что возьмут постамент в свои руки. На вопрос, не опасаются ли власти такого развития событий и будут ли охранять постамент, в мэрии отвечают: это работа полиции.
***
Несколько лет в Харькове обсуждают идею создания музея советских памятников под открытым небом. Последний раз этот вопрос поднимали в обладминистрации, когда подсчитывали количество монументов, попадающих под действие закона о декоммунизации. Размышления так и остались заявлениями в прессе. Но даже ботинки самого большого в Украине Ленина можно было бы каким-то образом сохранить. Один из европейских примеров — Будапешт. Шестьдесят лет назад, во время восстания 1956-го года, жители венгерской столицы снесли памятник Сталину.
Результат сноса: один в один с харьковским. От cкульптуры тоже осталась только обувь — сапоги. Как и в Харькове, венгры водрузили в один сапог национальный флаг. А позже уменьшенную копию обуви Сталина воссоздали в парке Memento на окраине Будапешта.
Сейчас парк — не только туристическая точка, где собрали советские памятники (за вход берут 1500 форинтов — ок. 150 гривен), но и своеобразное место учёбы. В «атмосфере коммунистической эпохи» группы студентов наглядно изучают историю. Смотрят, трогают и делают селфи. Например, с «квадратичными» Марксом и Энгельсом, выполненными в стиле кубизма.
Фото на главной: Олег Пальчик