Строительство станции метро «Победа»: сколько ещё
В Харькове продолжается строительство тридцатой станции метрополитена. Алексеевская ветка подземки должна завершиться «Победой». Останется ли это название у строящейся станции и придётся ли корректировать её дизайн с учётом закона о декоммунизации?
«Если будут деньги, сдадим до конца года, ко Дню города, ко Дню Победы (нужное подчеркнуть)». Каждый год жители города слышат от чиновников всё новые и новые сроки завершения строительства «Победы». Юбилейную, тридцатую станцию Харьковского метрополитена начали возводить ещё в 2011 году. Но закончить работы до сих пор не удаётся — не хватает денег.
Финансирования строительства метро из госбюджета Харьков не помнит, как минимум, последние два года. В 2014-м городские власти рассчитывали на средства, вырученные от продажи стадиона «Металлист». Но эта сделка провалилась. Договор о продаже стадиона расторгнут. Покупатель — подозреваемый в хищениях бизнесмен Сергей Курченко — в розыске.
Чтобы закрыть котлован, выполнить первоочередные работы под землёй и над станцией, в этом году в городском бюджете нашли 119 миллионов гривен. Для завершения всех работ этого мало. По оценкам директора коммунального предприятия «Харьковская дирекция строительства метрополитена» Натальи Линник, необходимо ещё не меньше 250 миллионов.
«Последние два года источником финансирования является городской бюджет. Из государства и области мы деньги не получали. Сейчас ведутся переговоры. Премьер-министр обещал о софинансировании данного объекта 50 на 50 (с учётом средств из горбюджета — ред.). Мы заявки и расчёты все подали. Планируем в сентябре-октябре получить эти деньги», — объясняет Наталья Линник.
Что удалось рабочим за последние полгода? Языком строителей на площадке объясняют так: «конструктив станции завершён». И называют общую готовность — 80 %. До 23 августа коммунальщики обещают восстановить наземное движение в районе строительства станции.
«Мы смогли закончить конструктив станции, засыпать его, выполнить железобетонную плиту под проезжей частью проспекта Людвига Свободы и проспекта Победы. Ведутся работы по монтажу контактной сети троллейбуса, который будет двигаться со стороны города в сторону тупика трамвая по проспекту Победы. Восстанавливается дорожное движение по прямой, по Людвига Свободы, до окружной дороги. Восстанавливается движение трамваев про проспекту Победы», — перечисляет Наталья Линник.
«Троллейбуса в нашем проекте нет. Это будет отдельный проект. Реализация этого проекта — в октябре-ноябре», — добавляет руководитель коммунального предприятия.
Возле станции установят светофоры, дорожные знаки, новые опоры и светильники. Параллельно с этим на одном из участков стройки рабочие возводят вентиляционный канал и достраивают зону тупиков. Работы на самой станции под землёй начнут в сентябре.
«Сейчас ведутся работы по строительству вентканала, большого венткиоска, который будет обеспечивать вентиляцию станции и продолжаются работы в тупиках. До конца года конструктив тупиков и вентканалов будет выполнен на 100 %. То, что касается станционного комплекса, то с сентября месяца мы спускаемся в наши подземные сооружения и начинаем выполнять электротехнические, сантехнические работы, а также устройство верхнего строения пути с устройством контактного рельса, ходового рельса для обеспечения движения поездов», — говорит Наталья Линник.
Под землёй станция сейчас выглядит так.
Над платформой есть балкон. Впервые в харьковском метро появятся лифты для инвалидов — их построят возле двух пешеходных выходов (с двух сторон проспекта Людвига Свободы).
«С улицы человек попадает на уровень балкона подземного перехода, а потом на лифте опускается на уровень платформы. Остальные пассажиры, как обычно, по лестнице, проходят через турникеты и спускаются на платформу», — объясняет Наталья Линник.
Александр Луценко, исполнительный директор генподрядной организации «Тоннельстрой», которая уже четыре года работает на станции, знает о каждом уголке стройплощадки. Выучил. На вопрос, устали ли рабочие от долгостроя, отвечает:
«Очень хорошо, когда мы его строим. При том, что происходит сегодня. Строек вообще очень мало. Поэтому мы стараемся работать так, чтобы всё, что намечено, было выполнено. Люди работают и по субботам, и в воскресенье».
За время строительства некоторые специалисты решили уйти, признаёт Луценко. Сейчас, по его словам, задержек с выплатой зарплаты нет.
«Часть людей ушла. Где-то искали работу на стороне. Сейчас мы обеспечены на 100 % (на станции работают свыше 100 сотрудников генподрядной организации; с учётом подрядчиков количество рабочих может достигать ок. 400 чел. — ред). Все работы, которые необходимо, будут здесь выполнены, специалистами», — уверяет исполнительный директор.
В сентябре строители приступят к специальным работам под землёй: водоснабжение, канализация, электрооборудование.
Когда специальные работы завершат, начнутся отделочные. Проект архитекторов Сергея и Павла Чечельницких предполагает, что в оформлении станции будут использованы ордена Великой Отечественной войны. Подробно об утверждённом дизайне станции «МедиаПорт» писал в марте 2011 года.
Будут ли вносить в него изменения с учётом принятого закона о декоммунизации, — пока вопрос. Сомнения возникают насчёт советских орденов, в изображении которых использован символ — серп и молот.
«Восстановление орденов в том виде, в котором они утверждены, мы понимаем, что этого уже не может быть. Какое будет принято решение, пока сказать не могу. Этот вопрос будет рассматриваться на соответствующих комиссиях, и после получения юридического вывода, станет ясно», — говорит Наталья Линник.
«Мы действительно передали на экспертизу (в Национальный юридический университет им. Я. Мудрого — ред.). Когда нам напишут чётко, что попадает под закон, тогда можно о чём-то говорить», — по телефону объяснил главный архитектор Харькова Сергей Чечельницкий.
Кроме вопросов по оформлению станции, в горсовете ждут разъяснения юристов насчёт названия станции. Сергей Чечельницкий считает, что утверждённое название не противоречит новому закону. Однако, подчёркивает архитектор, лучше дождаться вывода экспертов.
Если правительство поможет с финансированием строительства, станцию «Победа» обещают завершить весной-летом 2016 года. «Ко Дню города», — снова озвучивают сроки на стройплощадке.