«Электротяжмаш», «Турбоатом» и индийская корпорация договорились. За 5 миллионов…
Почти 5 миллионов долларов – столько заплатит индийская сторона харьковским заводам за ремонт генератора, который несколько месяцев назад вышел из строя на атомной станции в Индии. Тогда харьковские производители обвинили индийскую сторону в «неправильной эксплуатации оборудования». Сейчас виновного не хотят называть ни индийцы, ни харьковчане.
На переговоры у руководства двух заводов – «Электротяжмаша» и «Турбоатома» – с компанией-заказчиком ушло четыре дня. Итог: «Тяжмаш» должен будет отремонтировать сам генератор и сделать для индийской компании комплект запчастей на все четыре энергоблока атомной станции.
Гоел, исполнительный директор корпорации «NPCL», Индия: «Мы приехали сюда не выяснять, кто виноват. Сейчас не вырабатывается электроэнергия. Сюда входят как прямые убытки компании, так и косвенные. А сейчас пришли к взаимопониманию с украинскими компаниями. Они дали гарантию, что через месяц станция будет сдана в эксплуатацию».
Всего по «индийскому контракту» – его харьковчане подписали больше пяти лет назад – местные заводы должны были отправить в Индию оборудование для четырех энергоблоков АЭС. Харьковские промышленники не скрывали: договор не денежный. Скорее, имиджевый.
Как сейчас, когда оборудование, сделанное в Харькове, сломалось, двум директорам удалось убедить индийцев подписать новый контракт на почти 5 миллионов долларов, промышленники не признаются.
Анатолий Бугаец, почетный директор «Турбоатома»: «Конечно, же, в процессе переговоров возникали острые ситуации – чего тут греха таить? Приходилось, в какой-то степени, может, миротворцем выступать. Чего я не исключаю (смеется). Я действительно «за» этот контракт, я стоял у его истоков».
Официально контракт на 5 миллионов долларов стороны подпишут 1 февраля. Это, как выражается гендиректор «Турбоатома» Виктор Субботин, «золотая середина: заказчик всегда хочет получить больше и дешевле, а производитель – продать дороже».
Виктор Субботин, гендиректор завода «Турбоатом»: «Заказчик получает новый статор по цене нового статора в нынешних ценах. И так же дополнительные запасные части на все 4 энергоблока генератора. Это объем поставок».
Виталий Чередник, гендиректор завода «Электротяжмаш»: «Мы, как завод-изготовитель разрешаем делать такую техническую операцию. А еще одна главная задача, которую решил для себя завод, – это цена контракта».
Сумму убытков – сколько атомная станция потеряла от четырехмесячного простоя – индийцы не называют. Признаются только: в их интересах было договориться о ремонте как можно быстрее.
Шив Бадрвадж, директор по техническим вопросам корпорации «NPCL», Индия: «Это не совсем обычная ситуация, потому что нужно было делать ремонт и очень много вариантов, как это сделать, как сделать ремонт. Это не просто купить новую машину, поэтому нужно было обсуждать каждую конкретную опцию, каждый конкретный вариант».
Слова «конфликт» ни одна из сторон не употребляет – «обычная рабочая обстановка». В том, что сотрудничать будут и дальше, не сомневаются ни харьковские производители, ни индийские заказчики.