Дашин школьный год
С Дашей Бойцовой, девочкой с инвалидностью, мы познакомились в сентябре прошлого года. Тогда 15-летняя переселенка из Алчевска пошла в школу вместе со всеми. Сегодня она закончила восьмой класс — он стал для неё первым.
Даша уверенно ездит по школе в коляске, здоровается с учителями и одноклассниками. Не возражает, когда кто-то предлагает перенести её через порог. «Сначала было стеснение, но потом я поняла, что такая же, как все, и перестала об этом думать», — рассказывает Даша.
В этом учебном году Даша занималась дважды в неделю, но не на всех уроках была вместе с одноклассниками.
«До декабря дотягивали темы седьмого класса. После каникул уже взялись за программу восьмого класса. Занятий стало больше. Но это для того, чтобы я догнала одноклассников, — рассуждает Даша. — Английский у меня ещё слабый, но я уже могу читать. С остальными предметами тоже неплохо, но химия… Терпеть не могу!».
Самые высокие оценки у новой ученицы — по алгебре.
Даше хочется чаще видеть одноклассников, она ещё не успела сдружиться со сверстниками. Пока с ней в основном занимались индивидуально — не только потому, что «подтягивали» программу, но и из-за того, что не все уроки в школе проходят на первом этаже. В школе нет лифта, передвигаться с этажа на этаж неудобно, поэтому учителя сами приходят к Даше. Со второго и третьего этажей к ней спускаются и одноклассники — пообщаться на переменах.
«Хотела бы сидеть со всеми в классе. Было бы больше знаний и общения. Да и списывали бы вместе», — смеётся девочка.
У Даши — тяжёлая двусторонняя косолапость, деформация стоп и болезнь суставов. Недавно она сделала первые шаги: «После 12 июня буду ложиться в больницу на две-три недели. Будут делать массаж и процедуры, ставить ортезы — они уменьшают нагрузку на сустав».
«Хочешь вместе с ребятами? Давай!» — подбадривает Дашу директор лицея Юлия Павиченко. Она не может сделать учебное учреждение полностью удобным — это дорого и сложно, у здания есть собственник. Зато директор нашла для Даши благотворителей: девочку с инвалидностью бесплатно привозят в школу на такси. Первое время ей помогала волонтёр, теперь с ней занимается медсестра: делает массажи после уроков.
«Сначала Даша была объектом благотворительности, а теперь сама ею занимается», — Юлия показывает открытку с Эйфелевой башней. Даша нарисовала её для благотворительной ярмарки. Но сама об увлечении рисованием ничего не говорила.
«Сравнить Дашу в начале этого года и сейчас — это два совершенно разных человека. Это распустившийся бутончик, который долго сидел закрытым, — вспоминает Юлия. — Поначалу Даша не обедала вместе со всеми, выезжала из кабинета только в туалет, когда никого не было в коридоре. Я ей говорила: «Даша, пойми, если ты сама не будешь идти к ребятам, они не подойдут. Они ведь тоже боятся, они не знают, что с тобой делать — можно ли тебя за руку взять, можно ли с тобой говорить. Покажи, что ты такой же человек».
Даша раскрылась через два месяца, рассказывает её классный руководитель Ирина Маркашова: «Она включилась в работу — старается. Сейчас Даша — хорошистка, она показывает средний, а по некоторым предметам даже высокий результат. Мы не можем включить её в учебный процесс полностью, но пытаемся задействовать по максимуму».
После уроков Даша возвращается к бабушке в модульный городок для переселенцев. В тесной комнате негде поставить письменный стол — уроки Даша делает на кровати. Недавно она осталась без компьютера — старый сломался, а на новый у семьи нет денег.
Но девочка не жалуется на условия в модульном городке. Радуется, что за два года смогла найти там друзей: «Две девочки: у одной братик с синдромом Дауна, у другой — сестра тоже с синдромом Дауна. И ещё девочка с инвалидностью — заболеванием почки. Есть у нас и другие ребята, но они с нами не гуляют — «мы не такие». Поначалу, да, было обидно. А потом мы подумали: ну и хрен с вами».
Фото: Павел Пахоменко
Читайте также: Даша идёт в школу и Такие, как все