Звёздная пыль
Еженедельник «The Economist» в одном из последних выпусков опубликовал редакционную статью об «управлении репутацией». На первый взгляд – тема из ряда «менеджмент-маркетинг-франчайзинг» и все такое – какое нам дело до буржуев и их заморочек? Так что дочитайте до второго абзаца и бросайте – если к этому времени у вас не возникнет стойкого ощущения, что речь идет о наших буржуях и наших же заморочках… Только фамилии вслух не называйте – «The Economist» тоже этого делать не стал.
Респектабельность продается. А всё, что ниже, – это простое и внятное руководство для покупателя. Во избежание смущения виновных и судебных процессов, направленных против нас, практически все имена и фамилии намеренно опущены.
Представьте себя некоей «большой шишкой» малоизвестной страны. Например, лидером богатой нефтью страны Ближнего Востока или, скажем, олигархом из запущенного постсоветского государства. Вы бы наверняка захотели, чтобы Вы и Ваша семья могли жить, учиться и отдыхать в дорогих и прекрасных уголках нашей планеты. Однако, во-первых, Вы этого не заслужили, а во-вторых, не можете себе позволить прекратить пытки, допустить критику, перестать нарушать закон и вынуть руки из народного кармана.
Но, к Вашему счастью, респектабельность продается. Вам необходимо лишь знать, как правильно её приобрести. Начинать следует с Лондона, потому что одним из его плюсов является закон против клеветы и диффамации, который поможет Вам вовлечь слишком любопытных журналистов в долгие и дорогостоящие судебные тяжбы. К тому же город изобилует «полезными» банками, юридическими фирмами, бухгалтерами и людьми, имеющими хорошо отлаженные связи с общественностью.
Проблема «отмывания денег» ныне требует от финансистов тщательной проверки новых клиентов. Раньше это было не столь серьёзным препятствием, однако сейчас нужно иметь действительно надежного человека. За определенную плату недобросовестный банкир с хорошими связями станет Вашим лучшим другом, и Вы сможете смело посвятить его в подробности финансовых операций Вашей компании (а даже и всей страны). Взамен он проведет Вас через первые препоны, вооружив юристом (для устрашения конкурентов и критиков) и бухгалтером (для сохранения Ваших учетных книг мутными, но в пределах закона).
Следующий шаг к респектабельности – социализация и благотворительность. Начните с безденежной культурной верхушки: откройте большую картинную галерею, оперный театр или вложите средства в какую-нибудь молодую музыкальную группу. Пожертвования подобного рода определенно сделают Вас известным и любимым. Можно попробовать профинансировать какую-нибудь награду ЮНЕСКО или любое другое благо в международном масштабе. Не будет лишней помощь ветеранам войны или больным детям. Спонсирование спорта также работает. Однако не перестарайтесь – общественность мудрее элиты и быстро учует попытку купить популярность.
Отправьте Ваших детей в какую-нибудь шикарную английскую школу. Пригласите приятелей Ваших детей домой и продемонстрируйте им всю гостеприимность, на которую Вы способны. Потом не забудьте пригласить на одну из вечеринок их влиятельных родителей. Неплохо бы еще пригласить туда же пару звезд – это вам обойдется недорого. А вот присутствие монархических отпрысков на вечеринке будет магнитом посильнее; желательно британская, но подойдёт и континентальная. Практически любой приглашенный будет с трепетом смотреть на какого-нибудь «князька», будь тот трижды неприглядным и абсолютно тупым.
Большинство этих титулованных господ любит роскошный образ жизни, однако не может его себе позволить. Так предложите им сделку: Вы платите за их вертолеты, проституток и прочие удовольствия, а они взамен вводят Вас в свой социальный круг и облагораживают Ваш. Однако Вам понадобится терпение, потому что такие вечеринки скучны, а гости пресны и жадны. Может пройти пара лет, прежде чем о Вас заговорят как об обаятельном и щедром господине. Но если же Вы все-таки дождались этого, можете расслабиться – теперь, когда они Вам доверяют, в Вас тяжело будет увидеть монстра-убийцу или вора-головореза. Надежным подспорьем в этом деле станут Ваши яхты, личные самолеты, лошади для забегов, загородные дома и владения в горнолыжных курортах.
Вооружившись уже социальным и культурным авторитетом, можете смело переходить к следующему шагу – помощи нуждающимся в средствах ученым и исследовательским институтам. Хорошим ходом было бы финансирование научно-исследовательского института в Вашингтоне и одного из лондонских университетов (с каждым годом богатеющие Оксфорд и Кембридж все более вольны в выборе инвесторов). В комплексное соглашение должны войти само учреждение (возможно, с почётной кафедрой для Вас) и правильно подобранное титулование: оно должно включать в себя слова «всемирный, надежный, стратегический и этнический».
Теперь о званиях: Вы просто обязаны стать почетным доктором, а Ваш любимый отпрыск – кандидатом наук. Это не будет слишком хлопотно. Фирма-лоббист поможет отыскать Вам исследователей, чьё слабое финансовое положение делает их легкой добычей. При том, что они более влиятельны, нежели университеты. Благодаря Вашим миллионам, большинство специалистов повысит свое материальное положение, одновременно сохраняя свои карьеры и исследовательские программы.
Спонсорство не только придает Вам вид умного, заботящегося об интересах общества человека, оно так же искажает научные дебаты. Например, если Вы набожный мусульманин, дайте понять, что внимание к исламской архитектуре, каллиграфии и поэзии будет денежным делом. С другой стороны, совершенно неуместна критика, например, противоречивых ранних версий Корана. Если же вы из России, поддержите пляски вокруг «перезагрузки» отношений с Америкой и заплатите людям, считающим бывшие советские спутники неуместными рудиментами. А если у Вас есть доступ к нефти и природному газу – оплатите исследования, критикующие развитие конкурентного закона об энергоресурсах.
Возьмитесь за СМИ. Обильная реклама в ведущих печатных изданиях будет хорошим способом завести сторонников. Никто не будет читать материал, восхваляющий Ваши мнимые достоинства и скрывающий реальные недостатки. Однако менеджеры газет будут счастливы. Вряд ли стоит надеяться, что журналисты изменят взгляды на свою профессиональную деятельность в Вашу сторону (хотя, теоретически, всё же может произойти), однако Вам будет гораздо легче донести до читателя необходимую информацию. Шикарные ознакомительные поездки являются самым легким способом сделать пишущих людей более покладистыми, а их сердца более теплыми. Вы так же можете провести конференции с большими гонорарами для журналистов, выступающих в роли ведущих или участников дискуссий. Они что-нибудь да придумают.
И наконец, теперь Вы готовы приблизиться к политическим кругам. Большинство развитых стран мира затрудняют (или признают вовсе противозаконным) финансирование политиков или политических партий иностранцами. Однако и тут Вы сможете всё легко уладить. Будучи членом совета директоров, но не являясь исполнительным лицом компании, Вы всегда можете пустить пыль в глаза. Начните приглашать на солидную зарплату бывших политиков или чиновников в качестве консультантов. Пойдет молва, и Вы оглянуться не успеете, как политики и чиновники, находящиеся пока у власти, но планирующие в скором времени отойти от дел, начнут внимательнее относиться к Вашим интересам. Еще лучше было бы организовать консультационный совет, в который войдут те самые чиновники и политики. И вам не придется ни говорить о том, что Вам от них нужно, ни прислушиваться к их советам.
Помимо всего прочего, признание за границей способно приукрасить Ваш имидж и в родных пенатах. Оно деморализует Ваших критиков, заодно сокрушая их убеждение в «правильности» заграничных СМИ, политиков, ученых и вообще западного образа жизни.
Ваш поход из грязи в князи не всегда будет гладким – особенно если Вам придется убивать оппонентов. Однако при возникновении скандала Ваши союзники объединятся для защиты Ваших интересов. Прирученный ученый может написать авторскую статью о Вас, а газета опубликует её в благодарность за Вашу рекламу. Сторонники всегда скажут в Вашу защиту, что Вы меньшее из двух зол и, как минимум, реформатор. Доказательством послужит пример американских пиратов – вроде Джона Пирпонта Моргана. А усмешку добавят примеры далёких от идеала западных лидеров – вроде Сильвио Берлускони. В конце концов, никто не любит лицемеров.
Источник: The Economist