Зарядил и поехал. Харьковские учёные создали автомобиль-гибрид
Преподаватели Харьковского национального автодорожного университета разработали модель пикапа Daewoo Lanos на бензиновом и электрическом двигателях. За границей подобные машины производятся уже 16 лет. Отличие харьковской разработки — не новизна, а дешевизна.
Первый серийный гибрид — Toyota Prius — начали производить ещё в 1997 году.
Тридцать таких «Тойот» в середине сентября получили харьковские милиционеры.
В Украине гибридные автомобили не выпускаются. Первый шаг в этом направлении сделал Запорожский автомобильный завод. Руководство предприятия предоставило Харьковскому автодорожному университету две машины для опытов. Сначала учёные сделали гибридную «Таврию», а теперь гибридный пикап Daewoo Lanos.
К началу работ учёные готовились год. Больше всего времени заняла пересылка аккумуляторов. Завкафедрой автомобильной электроники университета Алексей Бажинов вспоминает: каждый работник кафедры заказывал по одному устройству. Покупать аккумуляторы оптом было бы слишком дорого из-за растаможки.
Три месяца учёные корпели над «Ланосом». Вместо «родного» двигателя поставили мотор от Daewoo Sens — он дешевле. Установили электродвигатель и аккумуляторы. Часть из них находится под сиденьями в кабине, часть — на стенке кузова.
Гибридный пикап будет стоить на тридцать тысяч гривень дороже, чем «традиционная» модель, подсчитали в университете. Но расходы окупятся за время поездки. По словам разработчиков, километр пути на гибриде будет обходиться примерно в 30 копеек, на обычном авто — в одну гривню. А вот по сравнению с гибридными иномарками «Ланос» будет стоить в разы дешевле.
«Стоимость «Приуса» составляет на сегодня, самый дешёвый вариант, где-то 260-270 тысяч гривень, а здесь экспериментальная модель получается где-то в пределах 90, ну 100 тысяч гривень», — рассказывает Алексей Бажинов.
На электрическом двигателе машина может развить скорость до сорока километров в час. Достаточно для того, чтобы передвигаться в условиях городских пробок.
«Чем меньше продвигается пробка, тем меньше электрической энергии расходует такой автомобиль», — говорит руководитель группы разработчиков Владимир Двадненко.
Как только машина разгонится до сорока километров час, водитель переключит передачу и начнёт работать обычный бензиновый двигатель. При переменной работе моторов машина по городу будет расходовать три-четыре литра бензина на сто километров, говорят разработчики. Для сравнения: обычный «ланосовский» пикап по городу расходует 10,5 литра бензина на сто километров пробега.
Автомобильный эксперт, гонщик и тест-пилот журнала AutoEVO Антон Кузьменко разработку харьковчан приветствует. Говорит: на гибридный легковой «Ланос» можно было бы пересадить таксистов. Воздух в городе сразу бы стал чище. Правда, по мировым меркам украинские производители гибридов всё равно будут «не в тренде». За рубежом уже производят машины с дизельным и электрическим двигателями.
«Дизель-гибридные установки более динамичные и более экономичные», — считает Антон Кузьменко.
Разработку харьковчан в ближайшее время приедут тестировать представители Запорожского автозавода. От испытаний зависит, начнётся ли серийное производство первого украинского гибрида.