Заказы есть, работы нет. Вынужденный простой ХТЗ
Харьковский тракторный завод со вчерашнего дня остановил работу. Таможня не пропускает импортные детали, без которых невозможно собрать машины.
Харьковские тракторы не менее чем на 30% состоят из импортных деталей. Например, двигатели, сиденья и рули в них российские. Предприятие не делает большого запаса комплектующих. Как рассказал гендиректор завода Владислав Губин, оборотные средства позволяют закупать детали только на 10 дней вперёд.
С 9 октября завод (контрольный пакет предприятия принадлежит россиянину Олегу Дерипаске) не получал импортных комплектующих. По словам Губина, на Харьковской таможне «застряли» 11 фур, один контейнер и один железнодорожный вагон с деталями из России, Китая и Италии. В чём причина задержки, директор не знает.
«Какое-то складывается ощущение, что это полный саботаж, и никакой информации нам не дают», — возмущается Губин.
В четверг вечером руководство завода объявило рабочим об остановке производства и распустило людей по домам (всего на заводе работают 3300 человек). Директор завода грозит таможенникам судебным иском. Говорит: если детали не поступят вовремя, сорвётся кубинский контракт. По нему до ноября завод должен отгрузить 175 колёсных и 45 гусеничных тракторов. Если заказ не будет выполнен, предприятие должно будет заплатить штраф.
«Простой одной машины на конвейере стоит 50 тысяч гривень», — подсчитал Губин.
Министерство доходов и сборов Украины, в состав которого входит таможня, заводу выдвигает встречные обвинения. Позиция министерства изложена на его официальном сайте. В сообщении говорится: с 9 октября ХТЗ подал в таможню девять деклараций на комплектующие, двигатели, детали и растворители.
«Цена на комплектующие детали, заявленная ПАО «ХТЗ», существенно отличалась от цены, по которой идентичные детали ввозились в Украину по адресам других лиц, не связанных с российским поставщиком. С учётом этого харьковские таможенники Миндоходов в соответствии со статьёй 53 Таможенного кодекса Украины предложили предприятию предоставить дополнительные документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости», — заявляет министерство.
В ответ на заявление Миндоходов руководство ХТЗ сообщило: дополнительные документы были отправлены ещё девять дней назад.
«На самом деле дополнительные документы для подтверждения таможенной стоимости были поданы 10 октября 2013 года, то есть на второй день после подачи декларации. […] Стоит отметить, что продукция, на которую Харьковская таможня затребовала дополнительную документацию, поставляется длительное время постоянными поставщиками по прямым контрактам, таможенная стоимость которых не изменялась на протяжении длительного времени и не вызывала вопросов у таможенных органов», — уверяет руководство завода.
На пике противостояния заводу ХТЗ решило вспомнить старые обиды руководство индустриальной группы «УПЭК». Почётный президент «УПЭК», народный депутат Украины от Партии регионов Анатолий Гиршфельд «вдруг» заговорил о сорванном контракте между Харьковским тракторным и Лозовским кузнечно-механическими заводами (последний входит в группу «УПЭК»).
«Контракт на поставку комплектующих для трактора ХТЗ был подписан и в феврале этого года. С приходом нового менеджмента на ХТЗ складывается, на мой взгляд, ненормальная ситуация. Контракт перестал выполняться. Естественно, никаких вопросов по качеству ранее не предъявлялось. В течение двух месяцев велись переговоры, руководству ХТЗ были предложены наиболее выгодные условия и сделаны максимальные скидки на продукцию. В итоге, не получив никаких оснований для прекращения договора о поставке 1200 комплектов мостов, мы узнали, что ХТЗ уже проплатил на полгода вперёд поставку китайских комплектующих, которые они закупают через Россию. Использование китайских комплектующих сильно вредит имиджу ХТЗ, потому что они не славятся хорошим качеством», — процитировала Гиршфельда пресс-служба Харьковской облгосадминистрации.
А вот ещё одно высказывание Гиршфельда — цитата по сайту «Подробности»:
«Страдают как сотрудники ХТЗ, так и сотрудники ЛКМЗ, от действий нового руководства ХТЗ. От серых коррупционных схем, когда китайская продукция завозится в Украину через территорию России, через несколько фирм».
В пресс-службе Харьковского тракторного завода обвинения Гиршфельда называют необоснованными. Изложить свою позицию подробнее обещают в понедельник.
Вынужденный отпуск сотрудникам руководство ХТЗ может оплачивать только две недели.