За гранью видимого мира
Как-то так повелось в последние десятилетия, что литература в нашем мире, которая испокон веков была выражением душевных рвений человека, его желания сказать что-то миру, тоже стала рыночным продуктом. Можно сказать, что запущена машина с миллионом всевозможных сюжетов и их комбинаций, о которой писал еще Оруэлл. Да, кто-то заметит, имея в виду постмодернистские принципы, что все написано. А многие, пусть и не вслух, но подумают, что и литература теперь стала товаром. Есть эксперты, которые изучают интересы читателей и выдают на гора прогнозы, что «будет модно в новом сезоне».
Конечно, это не значит, что литература, какой она была прежде, и вовсе перевелась. Нет, просто отдельным авторам, которые пишут от души, теперь стало значительно труднее пробиться к широкому кругу читателей. Многие достойные внимания опусы оседают в личных дневниках и блогах, так и не попадая на печатные страницы. К счастью, книга Анны Романовой (в большой мере благодаря рвению друзей писательницы, но об этом подробнее уже в биографии) все же увидела свет в бумажном варианте, и именно о ней мне хочется сегодня вам рассказать.
Возможно, кого-то сразу же оттолкнет название – «Ведовские сказки». Во-первых, сказки, это как бы детский жанр. А «ведовские» (так созвучно со словом «ведьмовские»)…словом, достали уже все эти выдумки про нечисть и прочих обитателей потусторонних миров. Да, так могут подумать многие привыкшие к захватывающим триллерам, страстным любовным романам или пухлым заумным томярам, в которых облекается в слова житейская мудрость. Но, думаю, многие признались бы, будь такая возможность, что от всего этого устали и чего им действительно не хватает, так это душевной книжки, в которой автор бы не пытался обмануть или перехитрить читателя, поймать в ловушку логических изысков, показать свое превосходство в какой-то области, научить жизни. «Ведовские сказки» именно такие. Это словно небольшие черно-белые (или, точнее даже, всех оттенков серого) короткометражные фильмы-истории, которые ничего не доказывают, а лишь показывают. Что показывают? Жизнь. Однако не только ее видимую сторону, лицевую, но и сторону обратную, и ее тень.
Да, о своей книге писательница говорит, что «эти истории – как долгий сон, приснившийся в Хэллоуин, истомляющий дух и тело». Определение довольно точное, однако, я бы сказала, что оно именно для тех, кто не признает сверхъестественного и доверяет только своим глазам, а не внутреннему взору и интуиции. Хоть раз в жизни каждый человек смутно ощущал пульсацию этой невидимой для нас жизни, параллельных миров. Но кто-то отбросил это как выдумки и бредни томных романтиков (или современных почитателей готической и подобных субкультур), а кто-то так и не перестал верить в чудеса. Чудеса разные, хорошие и плохие, радостные и печальные, но все же, с точки зрения человека, чудеса. А «Ведовские сказки» и повествуют именно о той незримой магии, которая всегда присутствует в жизни, но которую замечают далеко не все.
Среди героев сказок Анны Романовой наравне с людьми (а может, даже и больше) присутствуют демоны, ангелы, вампиры, инкубы и им подобные существа. А сами сказки часто по форме напоминают легенды или сказания, сны, видения, воспоминания и нередко мечты. Да, именно мечты: о любви, о сердечном тепле, о родстве душ, о свободе, о понимании, о выборе, о чем-то сказочно недосягаемом. Уже одно это увлекает вас в тот неописуемый мир цвета серого рассвета или мрачных сумерек, где каждый шорох, шепот и дуновение ветра имеют смысл, где чувства и желания преобладают и побеждают разум и приказания свыше, где привычная нам реальность такая зыбкая, а ощущения и сокровенные желания почти ощутимы физически, стоит только захотеть, сделать шаг навстречу.
Однако если вы думаете, что в «Ведовских сказках» все радужно и счастливо заканчивается, то вы ошибаетесь. Как я уже сказала, эти небольшие истории (несмотря на всю свою оригинальность) повествуют о жизни, а в жизни всегда больше находится места для разочарований, горечи, непонимания, позднего раскаяния, невозможности что-то сделать. Так и здесь. Многие сказки заканчиваются драматически или трагически, иногда для обоих главных персонажей. И это еще раз доказывает нам, что автор отнюдь не смотрит на мир сквозь розовые очки: да, жизнь часто бывает жестокой, беспощадной, просто равнодушной. Однако самое ценное, на мой взгляд, в произведениях Анны Романовой даже не это соответствие с реальной жизнью, а та ненавязчивая мудрость и знание, которые просвечиваются сквозь словесную ткань текстов, а также то особое отношение к жизни главных действующих лиц. Словом, веданье, которым жили наши предки, и которое в мире нынешнем заменили нескончаемые потоки информации.
А посему «Ведовские сказки» – именно чтение для души (чему немало способствует и язык писательницы, плавные переливы слов, неспешное разворачивание сюжета, словно бы томность и нега, проникшие в сам стиль письма), которое и уведет вас от насущных проблем и ежедневной рутины, и где-то подскажет выход из затруднительной именно на данный момент ситуации, и просто настроит вас на умиротворенный, спокойный лад.
Рецензия предоставлена проектом Записки книголюба.