Ядерный роман. В трёх частях. С продолжением
Тема – открытая, обсуждение – закрытое. Как проходили общественные слушания по строительству ядерной установки, и что день грядущий Харькову готовит.
О том, что сегодня, 30 апреля, пройдут общегородские общественные слушания по поводу строительства исследовательской ядерной установки, горисполком, как и положено по закону, объявил за месяц. А за несколько дней до дня Х в интернете разгорелась бурная дискуссия. Кто-то был «за» установку, кто-то «против», но все сходились на одном: про предполагаемую установку хорошо бы узнать побольше, чем выложено на сайте ХФТИ.
Сегодня же – тех, кто видел, как проходили слушания по поводу дороги через Лесопарк, ещё на подходе к зданию ННЦ ХФТИ охватило острое чувство дежавю. Толпа под входом, милиция «с народом», то есть, заслоняет собою дверь. Разве что без перекрытых дорог и полуторатысячной толпы обошлось. На улице – 200 человек. А сотрудники пресс-службы горсовета – сегодня они с бейджиками «Оргкомитет по проведению общегородских общественных слушаний» – поясняют: зал уже полон. Кто раньше пришёл, успел зарегистрироваться и получить мандаты на голосование – тех и пустили.
К моменту, когда в зал «организованной толпой» проходят журналисты (через милицейские кордоны и рамки на входах их проводит пресс-служба горсовета), сидячих мест в нём действительно нет. Секретарь горсовета Александр Новак заявляет: зарегистрировались 310 человек (ровно столько, на сколько рассчитан зал). Хотя по данным «Зелёного Фронта», внутрь удалось попасть даже не всем счастливчикам, получившим мандаты.
Выступили на слушаниях около 15 человек. Из них высказались против установки только двое – представители «Зелёного Фронта». При этом лидер организации Игорь Рассоха заявил, что пока нет ни проекта, ни его экспертизы, обсуждать, по сути, нечего. А координатор «Зелёного Фронта» Владимир Сорокин предложил отложить слушания до тех пор, пока всем желающим не будет предоставлена возможность ознакомиться с реальными документами по строительству, а не только устными заявлениями физиков.
Но на это руководитель проекта строительства Иван Карнаухов ответил: по закону, даже не сам проект, а его технико-экономическое обоснование не может быть утверждено, если в него не будут включены результаты общественных слушаний.
На вопрос о выборе места для проведения слушаний проводивший их Александр Новак отвечает так:
Александр Новак, секретарь Харьковского горсовета: «Учитывалось место, первое, это где будет размещаться установка, на этой территории, и второе, чтобы обеспечить здесь участие жителям, которые проживают на Пятихатках. Я вам скажу, те, которые хотели принимать участие, – они прошли регистрацию как следует и принимали участие. Я не вижу здесь проблем, здесь были и представители науки, которые выступали, и жители Пятихаток, и общественность, в том числе и “Зелёный Фронт”, поэтому все, кто желал поучаствовать, они участвовали, и были в зале, и высказывали свои предложения».
Итог: все – «за», три человека (очевидно, все зеленофронтовцы, которым удалось попасть в зал) – «против». Правда, «за» не само строительство установки, а рекомендовать горсовету рассмотреть вопрос о согласовании её строительства. Кроме того, принятая резолюция рекомендует ХФТИ предусмотреть в проекте строительства меры по предотвращению негативного воздействия на человека и окружающую природную среду. И – обеспечить постоянное информирование территориальной громады города Харькова о ходе работ по размещению и дальнейшей эксплуатации исследовательской ядерной установки.
Слушания продлились в общей сложности два часа. Если власти будут обеспечивать безопасность установки с тем же рвением, с которым обеспечивали контроль проходящих в зал, – общественность может не беспокоиться. Лишний атом не просочится.
Фрагмент буклета, розданного участникам слушаний
Вся раздаточная информация, которую получили участники, выложена на сайте горсовета (доклад замдиректор ХФТИ Ивана Карнаухова и ссылка на скачивание буклетов, они же – презентационные слайды).
Ядерную установку «Источник нейтронов, основанный на подкритической сборке, управляемой линейным ускорителем электронов» планируется построить в ННЦ ХФТИ до 2014 года. Разрабатывать и строить будут совместно с Аргоннской национальной лабораторией США. Строительство здания планируется начать в сентябре-октябре этого года.
Финансирует работы США в рамках договорённостей президентов государств. В апреле 2010-го Президент Украины Виктор Янукович во время международного саммита по ядерной безопасности взял на себя обязательство за два года вывезти из Украины весь имеющийся в стране запас высокообогащённого урана. К апрелю 2012-го года украинские исследовательские центры должны завершить переориентацию на работу с низкообогащённым топливом. США обязалось компенсировать это оборудованием, технологиями, низкообогащенным ураном. В частности, строительством установки в Харькове. Речь идёт о сумме в 25 миллионов долларов.
Нанимать специалистов для строительства здания под установку будут, по словам гендиректора ХФТИ, американцы – по рекомендации и под контролем харьковских учёных.
Повторение – мать учения. Лейтмотивом выступлений учёных на сегодняшних слушаниях звучало: для источника нейтронов, основанного на подкритической сборке, ни взрыв, ни утечка, ни просто цепная реакция – источник энергии в обычном реакторе, например, атомной электростанции – невозможна.
Иван Карнаухов, руководитель проекта: «Что такое подкритическая сборка – количество материала, в данном случае, урана-235, недостаточно ни при каких исходных событиях для образования критической массы. Это значит, что ядерный инцидент при всех обстоятельствах исключен. В этом здании будет находиться только лишь то количество материала, которое необходимо, чтобы обеспечить коэффициент размножения нейтронов – 0,98. Всё время будет подкритичность».
Гендиректор ХФТИ поясняет: для его института из-за появления установки статус никак не изменится. Как был ядерный объект, так и останется. Установка – не первая и не единственная.
Иван Неклюдов, гендиректор ННЦ ХФТИ: «В ХФТИ имеется большое количество уникальных экспериментальных установок, в том числе ряд электронных ионных ускорителей, включая крупнейший в СНГ линейный ускоритель электронов, семейство термоядерных установок типа “Ураган”, крупное опытное экспериментальное производство».
Основные цели её строительства – исследовательская и медицинская. Изотопы, которые будет производить установка, смогут использовать в лечении онкобольных. В частности, рассказывает Карнаухов, Украина получит технеций-99, который уникален в диагностике онкозаболеваний на ранних стадиях. Рядом с ускорителем собираются построить 2 палаты для больных.
По словам председателя Госинспекции ядерного регулирования Украины Елены Миколайчук, в Украине сейчас всего одно место наработки медицинских изотопов – Киевский исследовательский реактор. Его лицензия действительна до 2012 года. Не исключено, что инспекция продлит лицензию, но, говорит Миколайчук, не более чем до 2015-го. Кроме того, всего спектра нужных изотопов, в том числе, короткоживущих, которые очень сложно доставить из-за границы, он не нарабатывает.
Также Миколайчук категорически опровергла слухи о том, что установка будет перерабатывать отработанное ядерное топливо.
Елена Миколайчук, председатель государственной инспекции ядерного регулирования Украины: «Я не знаю, действительно ли говорил министр Бойко о возможности переработки (в Харькове – ред.) отработавшего ядерного топлива, если действительно говорил, он немножко легкомысленно поступил, ну, простим его, он в этом не специалист. Он специалист в нефти и газе».
По её словам, завод по переработке отработавшего топлива в полуторамиллионном городе строить никто бы не стал. Источник подкритической сборки – принципиально другая установка, технически для этого абсолютно не предназначенная.
Установка рассчитана, по нынешним прогнозам, на 35 лет работы, но, исходя из существующей практики, не исключено, что продлят и до 50, говорит Неклюдов. Для её работы понадобится 5-8 килограммов низкообогащённого урана – по меркам физиков, это «мизерное количество».
Иван Карнаухов, руководитель проекта: «ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов – ред.) будет от 42 до 51, в зависимости от мишеней, лишнего топлива в этом здании не будет. Топливо – ВВР-М2, производимое в России, в Новосибирске. Они поставляют топливо на 48% исследовательских реакторов в мире».
Радиоактивные отходы установки, отметил Неклюдов, будут передаваться специализированным харьковским предприятиям, которые занимаются сбором любых опасных отходов, например, ртути. А отработанное ядерное топливо вывозить либо в Киевский институт ядерных исследований, либо в Россию на переработку.
При строительстве здания, по словам Карнаухова, создадут слой биологической защиты из специального железобетона плотностью 4,6 грамма на сантиметр кубический, который не пропускает гамма-излучение. Сейсмостойкость здания – до 7 баллов.
Если проблемой становится даже задача попасть в здание, где проходят вроде бы открытые для всех слушания, то что же дальше будет с пресловутым «информированием территориальной громады», и кто гарантирует, что построена будет именно та и именно такая вроде бы безобидная исследовательская установка, о которой говорят сегодня?
Миколайчук подчёркивает: никакая деятельность установки, кроме указанной в лицензии, невозможна. Лицензия же – принципиально открытый документ, он будет выложен на сайте Госинспекции. И принимать решение о её выдаче будут в открытом режиме.
Елена Миколайчук, председатель Государственной инспекции ядерного регулирования Украины: «Лицензию, если дойдёт до этого, мы будем выдавать и обсуждать здесь, в Харькове, в помещении, которое будет открыто для всех. Там не надо будет записываться, проходить милицейские кордоны. Харьковчане же – цивилизованные люди, зачем от них закрываться милицией? И любой из вас придёт, сможет задать вопрос и получит ответ. Это будет уже по результатам детального анализа, ряда экспертиз».
Впрочем, прежде, чем Госинспекция ядерного регулирования выдаст лицензию хотя бы на начало строительства (не эксплуатации), проект должен быть одобрен на уровне Кабмина, а Госинспекция – получить предварительный отчёт по анализу безопасности, говорит Миколайчук. Отчёт пройдёт экспертизу специального научно-технического центра при инспекции, а также независимых, в том числе, международных, учёных.
Одно из условий, которые инспекция выдвигает лицензиатам, – открытость информации. Для сравнения Миколайчук предлагает посмотреть на сайты украинских атомных станций. Инспекция заставит давать всю информацию на сайте физико-технического института и продублирует её на своём сайте, уверяет Миколайчук.
А гендиректор ХФТИ Иван Неклюдов добавляет – заставлять особо не придётся.
Иван Неклюдов, генеральный директор ННЦ ХФТИ: «Я думаю, по этой установке подавляющее большинство документов будет открытое. Мы не намерены там ни спецматериалы облучать, и все технологии пока что – известные вещи. Вот если получатся научные результаты, которые нужно секретить, – это государственное дело, мы не должны выносить сразу из избы, а сейчас нет никаких проблем».
Также Миколайчук отметила, что если местные власти в итоге откажут в строительстве установки в Харькове – можно найти и другие места. Раньше харьковские физики заявляли: это невозможно, потому что такой научной базы нет нигде. Миколайчук уточняет: именно из-за научной, а также медицинской базы и возможности обучать студентов и был выбран Харьков. Но если с ним не сложится – вполне вероятно, что, например, Славутич примет такую установку с радостью.
Для справки. Ядерное законодательство Украины включает в себя:
1. Закон Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» от 08.02.1995 г. № 39
2. Закон Украины «О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии» от 11.01.2000 г. № 1370
3. Закон Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» от 30.06.1995 г. № 255
4. Закон Украины «О добыче и переработке урановых руд» от 19.11.1997 г. № 645
5. Закон Украины «О защите человека от влияния ионизирующего излучения» от 14.01.1998 г. № 15
6. Закон Украины «Об общих принципах последующей эксплуатации и снятия из эксплуатации Чернобыльской АЭС и превращения разрушенного четвертого энергоблока этой АЭС на экологически безопасную систему» от 11.12.1998 г. № 309
7. Закон Украины «О физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения» от 19.10.2000 г. № 2064
8. Закон Украины «О гражданской ответственности за ядерный вред и ее финансовое обеспечение» от 13.12.2001 г. № 2893
9. Закон Украины «О благоустройстве вопросов, связанных с обеспечением ядерной безопасности» от 24 июня 2004 года № 1868-IV.
10. Закон Украины «О порядке принятия решений о размещении, проектировании, строительстве ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, которые имеют общегосударственное значение» от 08 сентября 2005 года № 2861-IV.
11. Закон Украины «О ратификации Дополнительного протокола к Соглашению между Украиной и Международным агентством из атомной энергии о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия» от 16.11.2005 г. № 3092
12. Закон Украины «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Болгария, Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о перевозке ядерных материалов между Российской Федерацией и Республикой Болгария через территорию Украины» от 27.07.2006 г. № 47
13. Закон Украины «Об Общегосударственной целевой экологической программе обращения с радиоактивными отходами» от 17.09.2008 № 516-VI
14. Закон Украины «Об Общегосударственной программе снятия из эксплуатации Чернобыльской АЭС и превращения объекта “Укрытия” на экологически безопасную систему» от 15.01.2009 № 886-VI
Порядок проведения общественных слушаний по вопросам использования ядерной энергии и радиационной безопасности утверждён постановлением Кабинета Министров Украины № 1122 от 18 июля 1998 года.
Следует знать, что, согласно статье 10 Закона «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», граждане и их объединения имеют право на запрос и получение от соответствующих предприятий, учреждений и организаций в пределах их компетенции полной и достоверной информации о безопасности ядерной установки или объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, строительство которых планируется или осуществляется, и тех, которые эксплуатируются или снимаются с эксплуатации, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Граждане имеют право получать информацию от учреждений государственной системы контроля за радиационной обстановкой на территории Украины об уровнях радиационного излучения на территории Украины, в местах их жительства или работы. За отказ в предоставлении такой информации, умышленное искажение или сокрытие объективных данных по вопросам, связанным с безопасностью при использовании ядерной энергии, должностные лица предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан и средств массовой информации несут ответственность согласно законодательству.
Граждане Украины с познавательной целью имеют право на посещение в установленном порядке ядерных установок, а также объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами.
Источники: сайт ХФТИ, сайт научно-исследовательского центра «ЛЕКС», Лига.закон, сайт Верховной Рады.