Выставка «Апокриф»: история в пяти ракурсах
Новая экспозиция открылась сегодня в харьковском литературном музее. В пяти залах – примеры и экспонаты – как развивалась литература, история и культура Украины и Харьковской области с конца 19-го века и до сегодняшнего дня.
Экспозиция разделена на пять залов – они же эпохи, вехи, стили, направления и даже политические режимы. Названия перекликаются с Ветхим Заветом – Числа, Цари, Судьи, Исход.
Первая дата выставки – 1894 год – год воцарения Николая Второго, открытия Туринской плащаницы и первого кино.
Ольга Резниченко, сотрудник литературного музея: В Харкові і в українській літературі, і в мистецтві саме 1893-94 – це роки, коли народжується генерація найталановитіших письменників, які створили оцей ренесанс української літератури 20-х років.
Сквозной линией через все залы проходят человеческие судьбы. И если в конце 19-го доминирует человек, личность – это Цари, то конец 20-го – это маскульт и унификация. Где вавилонской башней к советским вождям – Судьям – стремятся невыразительные и примитивные повести и поэмы о трудовых подвигах строителей коммунизма. Правда, это – только явный, поверхностный слой, но есть и скрытое – подполье, диссиденты, самиздат и неявное внутреннее сопротивление.
Ольга Резниченко, сотрудник литературного музея: Тобто основна ідея експозиції – в тому що, ХХ століття крім чвар, крім терору, крім війн нічого людству не принесло, і це тому що ми відійшли, відсторонилися від християнських цінностей.
Из зала Судей через кровавые двери посетители попадают в другой мир.
Ольга Резниченко, сотрудник литературного музея: А це вже найновіший простір, він кольоровий на відміну… Уже часів незалежності.
Здесь последнее, современное поколение украинских писателей и поэтов. Противопоставляющих себя конвейеру, серийности, ширпотребу. Это Исход. Последний зал «Апокрифа» – девственно белый. Человек выходит в никуда.
Но – авторы выставки не оставляют надежду, что со временем этот зал заполнится.