Выдающийся скрипач, уникальная скрипка и авангардный дирижёр
В субботу в Харьковской филармонии выступят Эрнст Ковачич — австрийский скрипач, имя которого сопровождает эпитет выдающийся, — и украинский дирижёр и композитор, автор авангардной музыки Владимир Рунчак.
Мелодичная, печальная, редкая. Такая музыка прозвучит в субботу в Харьковской областной филармонии. Это два произведения: «Концерт для скрипки с оркестром» австрийского композитора Альбана Берга и «Реквием на латинские канонические тексты для сопрано, тенора и симфонического оркестра» Владимира Рунчака. Оба в Харькове будут исполнять впервые — и в обоих солирует скрипач из Австрии Эрнст Ковачич. О нём говорят — выдающийся. Ковачич работал со многими ведущими камерными оркестрами мира, в конце 90-х годов XX века руководил Венским камерным оркестром, сейчас возглавляет Камерный оркестр Леопольдинум во Вроцлаве.
Эрнст Ковачич играет на уникальном инструменте — скрипке работы миланского мастера, ученика великих Страдивари и Гварнери, Джованни Батиста Гваданини 1753 года.
— Я долго пытался найти такой инструмент, чтобы с его помощью точно передать тот мир звуков, в котором я живу, — с нежностью говорит о своей скрипке Ковачич. — И вот как-то в Лондоне я нашёл эту скрипку Гваданини, ученика сразу обоих великих скрипичных мастеров Страдивари и Гварнери. Он старался улучшать скрипки своих учителей. Некоторые инструменты Гваданини звучат громко и сильно, но когда он жил в Милане, он достиг баланса между чистотой и силой звука. Вот такую скрипку я и нашёл.
Концерт Берга, который сыграет Ковачич, посвящён памяти молодой скрипачки, которая умерла в 19 лет. Уровень этого произведения потрясает, рассказывает скрипач, и технической частью, и собственно музыкой. Он не раз играл «Концерт», и всегда с большим удовольствием играет скрипичную часть, которая хоть и не виртуозна, но очень мелодична и наполнена большим смыслом.
А вот о том, что он будет исполнять «Реквием» Владимира Рунчака, Ковачич узнал по приезду в Украину. Придётся, говорит, играть новое и достаточно сложное произведение, но тем интереснее, тем более, что оба сочинения хорошо дополняют друг друга — концерт Берга тоже написан в духе реквиема.
Современную музыку, будь-то уже классика, как концерт Берга, либо авангард, как «Реквием» Рунчака, в Украине исполняют нечасто. Уже этим интересен субботний концерт в филармонии и для публики, и лично для композитора и дирижёра Владимира Рунчака, говорит сам музыкант. Что же касается «Концерта для скрипки с оркестром» Берга, то он из серии произведений, о которых мечтает любой дирижёр. О своём «Реквиеме» говорит, что он сложный для музыкантов, но лично он доволен репетициями с оркестром: все музыканты, по его словам, репетируют с удовольствием и одухотворением.
В «Реквиеме» Рунчака используется много необычных инструментов, в частности, ластра — жестяной лист, который встряхивают, чтобы изобразить, например, звук грома. В оркестре Харьковской филармонии такого инструмента нет. Рунчак сказал об этом Юрию Янко, директору и главному дирижёру оркестра филармонии: мол, жаль, он бы не помешал. На что, рассказывает киевский дирижёр, Янко ответил: «Какие проблемы, у нас сейчас идёт ремонт, и у рабочих наверняка должен быть кусок жести». Так и оказалось. Вот так, шутит Владимир Рунчак, украинские музыканты заменяют инструменты, которые в Европе стоят евро 200, подручными средствами.