Вулканам закон не писан. Как извержение Эйяфьятлайокудля должно отразиться на законодательстве?
Во время извержения «вулкана с непроизносимым названием» основной принцип, по которому действовали участники рынка туристических услуг во всём мире, был – «политика доброй воли».
Несколько дней в конце апреля из-за извержения исландского вулкана несколько стран Европы, в том числе Украина, были вынуждены полностью или частично закрыть свои воздушные пространства. Эксперты – начальники турагентств и юристы – считают: международное законодательство к извержению оказалось не готово. Как действовать в ситуации форс-мажора, каждая авиакомпания, агентство, гостиница решали самостоятельно.
Татьяна Пашко, директор крупного авиационно-туристического бюро, рассказывает: проблем с визами в ЕС не было, людей не вносили в нарушители за превышение сроков пребывания в стране, спокойно ставили штампы о выезде. В Чехии работники аэропортов проводили экскурсии для тех, кто застрял в ожидании вылета. Страховые компании продлевали срок действия страхового полиса бесплатно до возвращения в страну.
Меньший ущерб, по словам Пашко, понесли те, кто летел рейсами известных авиакомпаний. Крупные, состоящие в альянсах перевозчики имели возможность перебронировать билеты практически на любые ближайшие рейсы, в том числе, своих коллег, компании поменьше – только на свои рейсы. Некоторые и вовсе отменяли рейсы, никак не возмещая стоимость билетов.
В большинстве стран людей никак не информировали о ситуации, зачастую пассажиры просто приходили к аэропортам, а те оказывались закрытыми. Продлевать проживание в гостиницах им приходилось за свой счёт. При этом некоторые отели, например, в Доминикане, снизили цены для тех, кто застрял в стране, на 50%. В Сингапуре цены, наоборот, взлетели до небес.
Доктор юридических наук Елена Кибенко считает: эта ситуация показала несовершенство туристического законодательства во всём мире, которое не учитывает возможность такого форс-мажора. Если права туристов зависят от чьей-то доброй воли – значит, право пора менять.
Законодательство, состоящее из сложной паутины законов разных стран, устарело. Один из важнейших документов, которыми сегодня в мире руководствуются в этой сфере – Директива совета ЕЭС о комплексных турах, путешествиях и отдыхе – принят ещё в 1990 году.
Некоторые положения законов, по мнению Елены Кибенко, нужно уточнить. Так, в качестве оснований для компенсаций «вулканического» ущерба туристы могут использовать положения о форс-мажоре, отказе туриста от поездки, либо изменении существующих условий договора. Но из какого именно надо исходить в данном случае – не прописано нигде. Очевидным, казалось бы, определить ситуацию как форс-мажорную – однако в конце апреля Роспотребнадзор выложил у себя на сайте открытое письмо, вызвавшее волну возмущения турагенств. Извержение вулкана в письме расценивается не как «действие обстоятельств непреодолимой силы», а как «существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора», что сильно меняет обязательства турагентств.
Как рассказала Елена Шаповалова, и.о. президента Ассоциации лидеров туристического бизнеса Украины, Ассоциация обратилась в Кабмин с предложением организовать рабочую группу, которая разработала бы подробный алгоритм действий в подобных ситуациях. В группу должны входить представители МИД, МЧС, Министерства туризма, авиаперевозчики. МИД эту идею поддержал, однако ответа от Кабмина пока нет.