Возвращение конструктивизма в Харьков
В Харькове появилась новая площадка для художников. В четверг в здании Национального университета имени Каразина открылся Центр современного искусства «ЕрмиловЦентр». По масштабу его сравнивают с самым большим в Восточной Европе киевским «ПинчукАртЦентром».
Татьяна Тумасян, директор Харьковской муниципальной галереи и куратор первой выставки «ЕрмиловЦентра»: «Это долгожданная, реально качественная, достойная по масштабам, по идеологии, по архитектонике, по программной деятельности, которая сюда заложена, площадка. Сколько раз мы все, имеющие отношение к галерейному и художественному процессу в Харькове, жаловались на дефицит площадей, что всё очень камерно, нет возможности провести большие масштабные проекты, нет возможности делать большие фестивали и вообще серьёзно показывать современное искусство. Вот, наконец, свершилось то, о чём мы все мечтали».
Правда, при всей грандиозности события, одной площадки, пусть даже такой масштабной, для Харькова все же недостаточно, подчёркивает Татьяна Тумасян. Тем не менее «ЕрмиловЦентр» сыграет такую же роль, как «ПинчукАртЦентр» в Киеве: он появился — и стали открываться другие галереи.
Харьковский Центр современного искусства носит имя известного украинского художника-авангардиста, харьковчанина Василия Ермилова. Выставка, начавшая работу «ЕрмиловЦентра» называется «Construction. От конструктивизма до contemporary. Харьков XX-XXI». Это своеобразный мост, перекличка между авангардистами-конструктивистами начала прошлого века и их наследниками, современными украинскими авангардными художниками, рассказали организаторы Центра. Эту связь представили на открытии работы восьми авторов: легендарных Бориса Косарева и Василия Ермилова и современных харьковских художников Виталия Куликова, Павла Макова, Артёма Волокитина, Романа Минина, Гамлета Зиньковского и Алины Клейтман.
Директор «ЕрмиловЦентра» Наталья Иванова считает его появление в Харькове возвращением конструктивизма в чистом виде. Действительно, голые оштукатуренные стены, на которых висят работы художников, цементные колонны и пол передают дух этого направления искусства, которое царило в 20-х годах прошлого столетия. Самый яркий его представитель в Харькове — здание Госпрома. Правда, Василия Ермилова, имя которого получил Центр современного искусства, как это часто бывает, лучше знают вне Харькова, чем в родном городе.
«Выставка Ермилова была в «Арсенале» в Киеве, огромная выставка, которая базировалась на частной коллекции из Москвы. И вторая огромная коллекция Ермилова — в Кёльне, в «Музее Людвига», собранная ещё при советской власти. Вот вам пример, — говорит мэтр современного искусства, художник, харьковчанин Павел Маков. Его работы открывали, среди других, Центр. — В Харькове этим никто не интересовался. Я вам могу сказать, что в Харькове нет ни одного серьёзного коллекционера, который занимался бы даже конструктивизмом. В Киеве есть, в Донецке есть, в Одессе есть — в Харькове нет. В этом смысле уровень понимания современного искусства в Харькове был довольно низок теми людьми, которые обладают определёнными средствами для создания подобных центров. И то, что он появился, — показатель того, что созрела когорта людей, которые готовы потратить на это деньги».
То, что для полуторамиллионного Харькова, города, к которому ещё с советских времён прикрепился штамп «культурная столица», было просто позорным не иметь большого профессионального выставочного центра, стало ещё одной темой, которую так или иначе затронули практически все, кто выступал на открытии «ЕрмиловЦентра», у кого брали интервью. Тот же Павел Маков прямо сказал, что с появлением Центра современного искусства Харьков перестал быть захолустьем в сфере искусства. Опять-таки, в родном Харькове у Макова впервые появилась возможность показать многие работы. Раньше он не мог этого сделать из-за их размеров — не было где в Харькове их выставить.
Кроме местных художников, известных и начинающих, в «ЕрмиловЦентре» будет со временем представлено и искусство из-за рубежа, уверен Павел Маков. Самое главное и важное то, считает он, что появилась возможность показывать, что происходит за пределами Харькова.
Один из тех людей, благодаря которым в Харьков может прийти современное западное искусство, присматривался на открытии «ЕрмиловЦентра» к работам харьковских авторов. «Харьков получил очень хорошее место, где представлено современное искусство, — говорит Генеральный консул Республики Польша Ян Гранат. — Я смотрю двумя глазами. Один обращается к будущему: что можно показать в этой галерее с точки зрения польского искусства. А второй смотрит на то, что здесь презентуется. А у меня критерий такой: хотел бы я иметь дома такие работы, и мне все почти понравились, хотел бы иметь».
На открытии Центра собрались не только ценители и любители современного искусства, но и те, для кого оно является профессиональным интересом. Перечислять всех, думаю, не имеет смысла, скажу лишь, что редко когда событие в сфере искусства в Харькове привлекает такое количество ведущих украинских галеристов и арт-менеджеров. Наверняка благодаря обилию публики творческой, а не чиновничьей на открытии «ЕрмиловЦентра» была отличная, ненапряжная, лёгкая атмосфера. К слову, Центр современного искусства открылся без «властной» поддержки. Что те же художники отмечали как положительный факт. Зачинателями «ЕрмиловЦентра» стала общественная организация «Ассоциация выпускников Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина».
«ЕрмиловЦентр» — не только выставочная площадка. Здесь, по словам организаторов, будут проходить лекции и мастер-классы, обсуждения и дискуссии. Как сказал художник Роман Минин, это будет отличная игровая площадка для художников и для публики. Сам он сделал композицию для Центра, поработал, как он говорит, со стенкой – расписал её. Получилось даже больше, чем задумывал.
На следующий день после открытия «ЕрмиловЦентра» там представили книгу о харьковском авангардисте, давшем ему имя.
Автор фото: Денис Фесенко.