Волшебный Гоголь в Харьковском театре кукол
Ранний Гоголь на сцене Харьковского кукольного театра. Сегодня здесь премьера – ставят спектакль по мотивам гоголевского произведения «Майская ночь, или утопленница».
– Это утопленники выходят лунными ночами погреться под луной!
– Вранье!
Украинские песни и мелодии, синий цвет как символ сумерек. «Удивление» – так называет свой спектакль режиссер Оксана Дмитриева. Почему выбрала Гоголя, не знает и сама. Говорит, это что-то волшебное.
Оксана Дмитриева, режиссер-постановщик: «Кто, как не куклы, могут справляться с такими очень странными вещами, как волшебство, колдовство. Только куклы могут проникать в те потусторонние миры, которые есть, ну, например, у Гоголя.
Фантазия и только. Произведение Гоголя, говорит режиссер, пропустила через себя. То, что на сцене, называет игрой воображения, а мир Гоголя – не исключительно украинским. Главные герои хотя и общаются на родном языке, в костюмах не национальных. Так, говорят, было задумано.
Левко и Ганна разговаривают:
– Левко, а скажи сначала, ты с отцом говорил?
– Что?
– С отцом говорил о нас?
– А, да, что я хочу жениться, а ты выйти за меня замуж? Говорил.
– Подожди!
Наталья Денисова, главный художник театра кукол имени Афанасьева: «Не хотелось, чтобы был суржик, даже в визуальном ряде, и в то же время очень глубокое проникновение по визуальному ряду в украинскую культуру, хотя очень искренне её люблю, тоже здесь было бы не совсем уместно. Поэтому мы делали некую стилизацию современного человека, восприятие современного человека, как бы украинской культуры и пробы её на вкус».
Куклы, рассказывает художник Наталья Денисова, не прорисованы намеренно. Главное, говорит, не столько они, сколько игра тени и света, ведь Гоголь писал об украинской майской ночи.
– Угадала бедная панночка, что мачеха ее ведьма!
Показать оба мира – этот и потусторонний – на сцене удаётся, говорят авторы. Последний – ничуть не страшен: ни куклам, ни людям.