Ветерану-флюгеру – 170 лет
Прибору для измерения направления и скорости ветра, проще говорят флюгеру – исполнилось 170 лет. Специалисты говорят, несмотря на то, что синоптики уже давно работают с гораздо более современными приборами, флюгер до сих пор используется в качестве «запасного варианта». В Харькове сегодня три флюгера – в аэропорту, на авиазаводе и на учебной метеостанции в саду Шевченко. Синоптики говорят, главное преимущество флюгера – он может работать при выключенном электричестве, а также при сильных порывах ветра.
Сколько лет этому флюгеру – прибору, который измеряет направление и среднюю скорость ветра, на учебной метеостанции не знают даже ее работники. Нина Назаренко работает здесь уже больше 20 лет, и говорит, что этот флюгер при ней ещё ни разу не меняли. На учебной метеостанции, которой уже больше ста лет – ее открывал лично Василий Каразин – флюгер стал наглядным пособием для студентов Харьковского гидрометеотехникума. Еще в конце пятидесятых станция стала учебной – в саду Шевченко выросли деревья, которые мешают снимать точные показания, и флюгер остался не у дел.
Нина Назаренко, преподаватель Харьковского гидрометеотехникума: Когда я училась… вся территория была открыта, деревья были очень маленькие, все кругом видно было, мы поднимались по деревянной лесенке на площадочку сверху, и видно нам было весь город почти с этого места. Сейчас деревья все закрыли у нас, парковая зона искажается и видимость, и мы не можем определить, какая облачность на горизонте, и температуры летом очень искажаются, полив в парковой зоне, влажность воздуха, все это искажается.
Специалисты называют флюгер устаревшим прибором – ему 170 лет. Сейчас появились и поновее, и подороже. На метеостанции есть и такой – аниморумбометр. Он работает от электричества и может давать более точные показания. Однако если свет отключают – флюгер незаменимым. Хотя кто и когда его изобрел, говорят специалисты метеостанции, вопрос.
В Харькове установслены всего три флюгера – на Харьковском авиазаводе, здесь, в саду Шевченко и в аэропорту. С прибором могут работать только специалисты-синоптики – именно они и проходят практику здесь, на учебной метеостанции. Последняя подпись – разрешение на вылет самолета, гордятся они, всегда ставит синоптик.