Венеция, кино: чего ждём
Завтра в 69-й раз начнётся Венецианский кинофестиваль. А в нём со своими свеженькими фильмами – неувядающий 103-летний Мануэль ди Оливейра (премьера следующего планируется уже в 2013 году) и собравшийся умирать в свои 53 года Алексей Балабанов.
Начнёт фестиваль «Фундаменталист поневоле» Миры Наир. Самая успешная в истории женщина-режиссёр из Индии покажет фильм про пакистанца, работающего на Уолл-стрит и пережившего 11 сентября. Этот фильм не входит в основной конкурс. В конкурсе Венецианского фестиваля Мира Наир участвовала только один раз и сразу победила. Это было в 2001 году, фильм назывался «Свадьба в сезон дождей».
Что касается конкурса, то с возвращением Альберто Барберы на пост директора фестиваля количество конкурсантов немного урезали. В этом году их только восемнадцать. До этого было от двадцати и выше. Руководство решило оставить самых-самых, не раздувая конкурс случайными лентами.
В «неслучайный» список попал, например, Ким Ки Дук. Культовый кореец, который сам впервые побывал в кинотеатре в 34 года, а снимать начал в 36, привёз на фестиваль свой восемнадцатый за шестнадцать лет работы фильм. Называется он «Пьета». Фильм, как и большинство работ Ким Ки Дука, жестокий и тяжёлый. Начинается всё с того, что одинокий парень встречает женщину, называющую себя его матерью.
Японец Такеси Китано, спустя десять лет вернувшийся к теме якудзы (японской мафии), покажет в Венеции «Беспредел 2» (другой перевод — «Ярость 2»). Это продолжение фильма двухгодичной давности, который уже тогда критики назвали вершиной криминального японского кино: мол, ничего после «Беспредела» толкового на эту тему уже не снимешь. Вот живой классик и отрывается.
В конкурсе можно будет увидеть долгожданную «Измену» Кирилла Серебренникова. Здесь мужчина и женщина узнают, что их вторые половинки уже давно изменяют им друг с другом. Вместе с европейскими актёрами Франциской Петри и Деяном Лиличем в фильме снялась солистка «ВИА Гры» Альбина Джанабаева.
Франция в этом году представлена несколькими фильмами, в числе которых «После мая» Оливье Ассаяса. События происходят во Франции, ещё не отошедшей от студенческих акций 1968 года. Главный герой — леворадикал Жиль — готов делать революцию в целой стране, но всё никак не сделает её в своей личной жизни.
«Рай: Вера» — второй фильм из трилогии австрийца Ульриха Зайдля, тоже покажут здесь. Первую часть «Рай: Любовь» показывали в мае на Каннском кинофестивале. Там престарелая главная героиня занималась секс-туризмом в Кении, а здесь главная героиня (уже другая) изо всех сил пытается вернуть австрийский народ на путь католицизма. В третьей части «Рай: Надежда» юная героиня поедет в лагерь лишаться девственности. Но это покажут в Берлине в следующем году.
Из США на конкурс «приехало» сразу четыре ленты. Среди них «К восхищению» Терренса Малика. Как и почти все предыдущие полотна режиссёра, это тоже про «одноэтажную Америку». На этот раз Малик поместил в неё никогда не любившую друг друга супружескую пару. Главные роли в фильме сыграли Бен Эффлек, Ольга Куриленко и Хавьер Бардем.
В прошлом году мастер победил в Канне с «Древом жизни». До этого паузы между выходами его фильмов тянулись по пять-семь лет, а однажды — целых двадцать лет (1978—1998). А тут вдруг второе дыхание: в год по фильму, плюс ещё три находятся в работе.
«Самый американский» американский режиссёр наших дней Пол Томас Андерсон снял фильм «Мастер» с Филипом Сеймуром Хоффманом и Хоакином Фениксом. После фильмов о порноиндустрии («Ночи в стиле буги») и нефтяной индустрии («Нефть») Андерсон сделал кино об индустрии религиозной.
Легендарный Брайан Де Пальма («Лицо со шрамом», «Неприкасаемые», «Миссия: невыполнима») свой новый фильм «Страсть» снял в Европе. Это триллер о двух девушках, которые очень сильно ненавидели друг друга.
Внеконкурсная программа порадует новыми фильмами Амоса Гитая, Лилианы Кавани, Роберта Рэдфорда и Спайка Ли.
Мощный и бескомпромиссный Алексей Балабанов покажет философскую притчу «Я тоже хочу» без актёров-звёзд, зато со звездой-музыкантом: одну из ролей в фильме играет Олег Гаркуша из группы «АукцЫон». Недавно в интервью Алексей Октябринович сказал буквально следующее: «И вот сейчас думаю, что умру. Потому что здоровье уже никакое». Может быть, именно поэтому он впервые за шестнадцать лет отвёл себе небольшую роль в собственном фильме.
А вот португалец Мануэль Ди Оливейра в свои век и три года снимает Жанну Моро и Клаудию Кардинале (фильм называется «Гебо и тени»), трудится наравне с другими режиссёрами над киноальманахом «Истории о кино», а в следующем году планирует выход нового фильма с резким, как для католика, названием «Церковь дьявола».
Продлится старейший в мире кинофестиваль до 8 сентября. Его жюри в этот раз возглавит американский режиссёр Майкл Манн.