В художественном музее открылась выставка отреставрированных произведений искусства
Подсвечник, каким он был несколько столетий назад, или икона без трещин и поврежденного лака. Харьковские художники-реставраторы подготовили выставку восстановленных произведений искусства. Реставрируют их вот здесь, в специальной мастерской, где у каждого из тысячи инструментов – свое предназначение.
Колесики, гвозди, шурупы, горы стекла, железа и дерева: старинные рамы вперемешку с женскими заколками. Для постороннего – первозданный хаос.
Для хозяина реставрационной мастерской – необходимый беспорядок. Все должно быть под рукой – и нужное, и ненужное.
Владимир Болотин, художник-реставратор по железу: «Вот сейчас оно стоит мертвым грузом, а потом оно может пригодиться. У нас просто мы все в голове держим. То есть, помним, где, что бросили. Если кто-то придет убирать, мы естественно ничего не найдем».
Главный инструмент реставратора – медицинский скальпель. Для того, кто «восстанавливает железо», – в комплекте с бормашиной. Плюс столярные инструменты – для дела и для души.
В соседнем здании художественного музея – тоже реставрация. Но уже как повод для выставки. Восстановленные скульптуры и картины – в строгом порядке.
Татьяна Еременко реставрирует живопись – больше всего любит работать с портретами. Самое сложное, говорит художница, дорисовать стершиеся пальцы или часть носа. Нужно повторить цвет и фактуру, а главное – почерк мастера.
Тамара Еременко, художник-реставратор живописи: «Смотришь – вот, в хранилище лежит портрет. Запыленный, не имеющий реставрационного вида, на него уже никто не смотрит. А хочется сделать так, чтобы он гипнотизировал и притягивал».
Художник Артем Погребной рассказывает о сюрпризах реставрации. Можно обнаружить авторскую подпись на полотне «неизвестного художника» и даже найти закрашенную руку – с помощью рентгеновского снимка. Но главное, считает Артем, чтобы полотно реставратору нравилось. Тогда и результат будет не хуже оригинала.
Артем Погребной, художник-реставратор живописи: «Просто хорошая работа. Это замечательный художник украинский Петро Холодный. Технологически она не была особо сложной, просто эффектно получилось».
В реставрационной мастерской искусство – не на аккуратных полочках, а буквально под ногами. В такой атмосфере, признаются художники, просто восстанавливать чужие шедевры не получается. Обстановка заставляет делать свои.
Художница: «Это такой арт-объект, выглядит он как корабль, и соответственно работает, как корабль. Заводится задний мотор, вот таким вот образом ключом… Это якорь, вот он выдвигается таким образом. Трап – да такой. Причаливает к берегу корабль, и по мостику на него могут зайти люди. Время, да? Нажимаешь на кнопочку, корабль говорит с эхом: «Четырнадцать часов восемнадцать минут». Нажимаешь на рычаг корабль делает «ту-ту». Ну, и все».