В Харькове поселились индейцы и рассказали «Когда оживают легенды»
Индейцы, оказывается, живут не только в Америке, но даже в Харькове. Это, конечно, не настоящие индейцы. Харьковские индианисты изучают жизнь и традиции североамериканских аборигенов и даже стараются жить по их законам. Местные знатоки жизни индейцев организовали в художественном музее выставку. Она называется «Когда оживают легенды».
В Харьковском художественном музее сегодня можно увидеть, что называется, в живую все то, что знакомо каждому, кто в детстве читал книги Майн Рида и Фенимора Купера или смотрел фильмы с участием Гойко Митича.
Одежда и предметы быта североамериканских индейцев собственными руками сделали члены харьковского индейского клуба – он существует больше десяти лет. Харьковские индианисты говорят, что это не копии – все сделано по образу и подобию, но с привнесением чего-то своего, особенного, как и было принято у настоящих индейцев.
Каждая деталь имеет свой смысл. Например, прямой узор из бисера на мокасинах команчей означает Бирюзовую дорогу, то есть жизненный путь воина. Круг – солнце, символ всего живого. Бахрома заметает все плохое, что было в жизни. Один из основателей Харьковского клуба индейцев – представитель воинственного племени шайеннов Блуждающий Олень, в миру Павел Васильев, компьютерщик.
Павел Васильев (Блуждающий Олень), Харьковский клуб индейцев:Когда-то это было игрой, естественно. Когда это все переросло в серьезное, я не знаю. Но представьте себе, как можно заниматься этим почти сорок лет и считать это игрой. Нет, это образ жизни, это вера.
Харьковские индианисты уверены, что индейская и славянская духовные культуры очень близки. Обе едины с природой. Пример духовной культуры индейцев – в соседнем зале. Правда, в современной интерпретации, как говорится, по мотивам. Этот стиль называется вудленд – лесная земля. Его придумал индейско-канадский художник Норваль Мориссо лет сорок назад. Василий Мушик сегодня единственный художник в Харькове, который работает в стиле вудленд.
Для белого человека индеец – это сплошной стереотип. Например, мы привыкли считать томагавком вот такой боевой топорик. На самом деле его делали для индейцев белые, а сами индейцы называли томагавком вот такую вещицу. Ей нужно было дотронуться до своего противника. Это считалось даже большим подвигом, чем убить его.
Харьковские индианисты рассказывают, что однажды к ним приезжали настоящие индейцы из Соединенных Штатов. Смотрели. Восхищались. Харьковчане уверены, что их оценили бы и те индейские вожди и воины прошлых столетий, фотографии которых можно увидеть на выставке.