В Харькове открылся необычный центр помощи незрячим детям
Улица Данилевского. Ее трудно узнать. Это макет. Дома и деревья схематичные. Главное в макете – пешеходные дорожки и бордюры. Только так незрячего ребенка можно научить ориентироваться в пространстве. В Харькове появился необычный центр помощи.
Что такое кукла, как выглядит злость, какого цвета небо? То, что обычный малыш знает и так, незрячему ребенку нужно много раз объяснить, и главное, дать потрогать.
Игрушки обычные. Только устроены так, чтобы мелкие детали, шарики или части конструктора не могли потеряться. Валентина Бутенко, директор центра, долгое время преподавала в специализированной школе. Рассказывает, первоклашек приходилось месяцами учить ходить по ступенькам. Обучающих центров для незрячих малышей (до шести лет) в Украине не было.
Валентина Бутенко, директор центра «Ступени преодоления»: «Нас поразило за границей, в Польше, то, что мы увидели в центре помощи незрячим людям. Маленькие дети, уже начиная с дошкольного учреждения, кушают ножом, вилкой и ложкой. Они сами могут налить себе суп из супницы в тарелку, они сами за собой убирают».
Никите – почти два. Он видит только яркий свет. Безошибочно поворачивает голову в сторону солнца. Чтобы понять значение слова, малышу нужно обязательно прикоснуться к предмету, который оно означает. Чтобы узнать, что такое грусть или радость – а это, прежде всего, мимика, – Никита должен потрогать лицо. Самое сложное для восприятия незрячих малышей – абстрактные понятия.
Анна Свидло, мама: «На улице вот, он едет на своем велосипеде, тоже я ему стараюсь рассказывать: это дорога такая-то, грунтовая, асфальтовая, трава. Там цветочки. Пахнут. Как-то пытаемся. Просто рассказываем, что видим».
«Ступени преодоления». Название Центра пафосным могут посчитать только зрячие, шутят педагоги. Болезнь не излечима, но не смертельна. Научиться жить со страшным диагнозом, говорят здесь, сложнее всего родителям.
Мария Кочнева, тифлопедагог: «Веду ребенка я, учу его ориентироваться: иди на право, иди на лево, повернись сюда. И бабушка стоит и говорит: зачем вы его заставляете, это же слепой ребенок! Возьмите за ручку и отведите его в туалет! Понимаете?! Они не понимают, что мы его обучаем. Им кажется, что мы с него требуем, и мы над ним издеваемся».
Педагоги центра никогда не говорят «потрогай» – только «посмотри». Они уверены: чтобы видеть, не обязательно быть зрячим.