В Харькове ломографы установили рекорд
Харьковская муниципальная галерея установила абсолютный рекорд: в помещении площадью меньше чем 100 квадратных метров разместили больше тысячи фотографий.
Люди, чьи работы выставлены в этот раз, смотрят на мир сквозь линзы ЛОМО – Ленинградского оптико-механического объединения. Поэтому и называют их не фотографиями, а ломографиями. А себя, соответственно, не фотографами, а ломографами.
Сергей Малый, ломограф: «Фишка в том, что ты не знаешь, что выйдет. И то, что выходит, обычно из 36-ти кадров, – ну, пятнадцать из них тебя просто поражают».
Основали движения ЛОМО – 20 лет назад – два австрийца. Сергей Малый рассказывает: возможности старых советских фотоаппаратов настолько увлекли их, что те решили создать отдельное движение в искусстве. Иностранцы приехали в Санкт-Петербург, где встретились с тогдашним заместителем ленинградского мэра Владимиром Путиным, он якобы помог им наладить сотрудничество с ЛОМО. Теперь практичные австрийцы производят уже свои аппараты, иногда довольно причудливые – с двумя, четырьмя или даже с восемью объективами.
Мария Рубан, координатор: «На самом деле, есть разные уровни заболевания ломографией. То есть люди, которые вообще не смотрят в объектив, заклеивают его скотчем, фотографируют на вытянутой руке, что там попало. Некоторые смотрят в объектив, некоторые специально создают осмысленные какие-то кадры – чтобы, например, там было двойное изображение, двойная экспозиция или ещё что-то».
Нестандартный подход к съемке и нестандартное оформление: дизайнеры из ломографий сделали несколько цельных разноцветных панно. Директор муниципальной галереи говорит: это яркий пример современной выставки.
Татьяна Тумасьян, директор муниципальной галереи: «По подаче, по интерьерной подаче, то, что как бы стараются делать профессиональные институции, работающие в современном визуальном изобразительном искусстве – тут вопросов нет. Всё хорошо. Пятёрочка!»
Профессиональные фотографы, которые не обошли выставку, обращают внимание на другое.
Олег Шишков, фотограф: «Здесь мне больше всего нравится не фотография, а фотограф. Здесь очень много фотографа. Не конкретной личности, не конкретной картинки, а образа человека, который ищет изображение».
Именно поиски своего изображения привели прошлой зимой в Харьков австрийца Доминика Грузу. Не все впечатления удалось воплотить в ломографии – кое-что осталось за кадром.
Доминик Груза, ломограф: «Я фотографировал Харьков зимой, когда был тут впервые. Я тогда страшно замерз, так как не ждал такого холода и обул легкие туфли… Очень замерз».
На этой выставке Доминик – единственный иностранец. Остальные же – только виртуально: авторы из 46-ти стран присылали работы по просьбе координаторов экспозиции. Девушки рассказывают: количество тех, кто откликнулся было поразительным. Удалось разместить меньше половины присланного – сколько позволяет площадь муниципалки. Та же стандартная площадь помешала массовости посещения выставки, говорят присутствующие.
Александр Ковтуненко, фотограф: «К сожалению, муниципальная галерея настолько маленькая, что здесь невозможно, чтобы массово было… Чтобы поток людей, который мог бы это всё посмотреть. При этом я уверен, что за рубежом эта выставка привлечёт десятки тысяч людей. А у нас, к сожалению, её увидят сотни какие-то».
Но ломографы уверены: то, кто побывал тут, обязательно захотят присоединиться к яркой группе Lomo Sapiens. И советуют порыться на чердаках и в сундуках, где хранятся дедушкины вещи. Настоящие фотоаппараты ЛОМО прячутся именно там.