Утренние «бега» на ЮЖД
Если ранним утром в будний день вы захотите встретить маму или бабушку с пригородного поезда на железнодорожном вокзале Харькова, то увидите необычную картину: сотни людей, бегущих по перрону, наперебой пытаются первыми купить билет. Последний подбежавший легко может опоздать на работу.
Утренние «бега» на вокзале начались в октябре, когда сотрудники ЮЖД решительно взялись за борьбу с безбилетниками. Каждое утро в будний день пассажиров, которые на электричке Мерефянского направления прибывают на платформу 1а, встречает кордон милиции и работников вокзала. В город выпускают только по билетам. Если проездного документа нет, купить его можно прямо на перроне.
Работники вокзала устанавливают импровизированную кассу: ставят стул, стол и продают билеты. Сотрудники милиции направляют «зайцев» к столу.
Пассажиры бегут наперегонки, занимают очередь, перекидываются «любезностями» с выездным кассиром.
— Можно побыстрее. Я опаздываю!
— У меня не миллион рук. Успеете!
Среди тех, кто стоит в очереди в кассу под открытым небом, не только «несознательные граждане». На некоторых станциях купить билет попросту негде — нет касс, а проводники не всегда успевают «обилетить» всех пассажиров в поезде. Остаётся один вариант: «выкупить» право на проезд уже после поездки — прямо на перроне.
Платят безбилетники одинаково — три гривни: доказать, как долго и откуда ехал, пассажир ЮЖД не может.
«Враховуючи, що пасажири з приміських поїздів Мереф’янського напрямку мають можливість здійснювати посадку на зупинковому пункті Новоселівка, вони оплачують до каси мінімальну вартість проїзду маршруту Новоселівка—Харків—пасажирський у суммі 3 гривні (проїзд на одну зону)», — сообщает пресс—служба вокзала.
Обилечивание пассажиров прямо на перроне на Южной железной дороге считают оправданным. По информации пресс—службы, во время проверок на каждом пригородном поезде находят от полутора до двух тысяч безбилетных пассажиров. Продавая билеты на перроне, железная дорога увеличивает прибыль от перевозок, аргументируют в пресс-службе ЮЖД.
«Бывает неделя перерыва, чтоб увидеть, люди научились покупать билеты или нет. Но не хотят учиться», — рассказывает начальник отдела управления вокзалом Роман Мова.
Если говорить о документах, подтверждающих право ЮЖД блокировать выход и вход на платформу для тех, у кого нет билета, — есть Правила перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины. Согласно пункту 32.32, «при проезде в пригородных поездах контроль за наличием у пассажиров билетов, как правило, осуществляется в пути следования поезда».
Но одновременно те же правила предполагают, что контроль может осуществляться посадочными бригадами из числа работников железной дороги на перроне или уже возле поезда.
Как попасть на платформу встречающим и провожающим, в Правилах не указано.
В реальной жизни желающие попасть на платформу, но не желающие ехать поступают так: покупают билет на минимальную поездку за три гривни. В пригородной кассе на просьбу продать билет «на ближайшую электричку до ближайшей станции» без лишних вопросов выдают билет до Новосёловки. Это лишний раз подтверждает, что «до ближайшей» пассажиры ездят часто.
Если платить за реально не оказываемую услугу не хочется и есть лишнее время, можно попробовать пройти на платформу пригородных поездов через подземный переход. Однако вас встретит тот же кордон милиции. Если люди в форме войдут в положение и пропустят — опять дилемма. Покинуть платформу можно только с билетом на руках.
То, что вход и выход на перрон возможен только при наличии проездного документа, нарушает права человека, считает Людмила Клочко, заведующая общественной приёмной Харьковской правозащитной группы.
«Платить нужно за проезд — это нормально, но контролировать нужно в самом поезде, а не создавать такие условия, чтоб людям было неудобно этим пользоваться. […] Железная дорога — это монополист железнодорожных перевозок. У монополиста немножко ниже права, чем у субъекта хозяйствования, который имеет конкуренцию. Если у нас было бы две железные дороги, я бы с дачи могла доехать этой компанией или другой. Я поехала бы на том поезде, который предоставляет мне больше удобств. А у нас выбора нет. Поэтому монополист не может свои интересы защищать таким образом, чтоб нарушать права граждан», — аргументирует Клочко.
Начальник отдела управления вокзалом Роман Мова уверяет: неудобств быть не должно. Мова предлагает такой алгоритм для сопровождающих: все, кто хочет выйти на перрон и встретить пассажиров, могут просто подойти к милиционеру или к старшему группы и попросить пройти. Выйти на привокзальную площадь можно точно так же — поговорив с работником вокзала или милиции.
«Там руководитель ответственный начальник вокзала, насколько он мне докладывал, были случаи, что пропускали. Оно понятно, что старая женщина сумки тянет, и пропускали. […] Это решается только по—человечески, решается в сторону того, чтоб пропустить. Но в метро же не задают вопросов, чтоб выходили на перрон», — говорит Мова.
По словам Мовы, жалоб по поводу того, что встречающих не пускали на перрон, на харьковском вокзале не было.
Если нет жалоб, изменить ситуацию сложно, говорит Клочко. Недовольным правозащитник советует обращаться в суд.
«Если будет критическое количество исков, если за эти неудобства, которые вы ощутили, и сможете обосновать моральный вред таким образом, чтоб было понятно суду; если они заплатят раз, десять, пятьдесят — тогда они подумают, изменить правила или это экономически не выгодно», — говорит Клочко.