Уникальные картины художников ХХ века – в коллекции Ильи Лучковского
В галерее “Гостиная на Дворянской” открылась уникальная художественная выставка. “Коллекция, которой завидуют крупнейшие музеи Украины и России”, – так говорят о собрании картин харьковчанина Ильи Лучковского специалисты. Сейчас в коллекции Лучковского больше тысячи работ – известные и когда-то запрещенные имена. Искуствоведы говорят, Лучковский сохранил для потомков лучшие образцы альтернативного искусства первой половины 20-го века.
Сегодня лучшие картины коллекции Ильи Лучковского выставлены в «Гостиной на Дворянской», теперешней Чигирина. И то, что частное собрание может увидеть каждый, и сам Лучковский – все против литературно-киношного мифа о коллекционере. Совпадает только уникальность и ценность коллекции.
Картина «Демон» Кузьмы Петрова-Водкина, художника, известного советской публике по «Купанию красного коня». Во время создания «Демона», за 16 лет до революции, художник – еще ученик Врубеля.
Но большинство имен на табличках под картинами обычному гражданину ничего не скажут. Советские музеи игнорировали мастеров, которые не вписывались в рамки соцреализма.
Людмила Рубаненко, учредитель “Гостиной на Дворянской»: Работы этих художников не выкупались музеями и практически потеряны для музеев пространства СНГ. Их можно еще найти в коллекциях иностранцев, в частных коллекциях и практически нет в государственных музеях. Здесь собраны работы того периода времени, который, возможно, благодаря только этой коллекции сохранился для потомков.
Илья Лучковский собирал картины по мастерским и в семьях художников. Рассказывает, иногда шедевры находили даже на чердаках старых дач.
Илья Лучковский, коллекционер: Ижевский Сергей Дмитриевич, такой был не от мира сего человек, вот он сначала увлекался живописью, а потом он параллельно живописи увлекся там писанием былин и так далее, и как-то к своему творчеству очень непочтительно относился, и я много раз приезжал к нему и говорил: “Сергей Дмитриевич, но где-то же есть ваши работы!” И уже в какой-то приезд он вдруг привозит с дачи несколько полотен, таких в жутком виде, и я эти работы, конечно, с гордостью представляю на своей выставке, а в Третьяковской галерее нет Ижевского.
Благодаря Лучковскому альтернативная живопись 20-го века появилась и в харьковком музее. Искусствоведы вспоминают, как Лучковский, возвращаясь с какой- нибудь картиной, рассказывал, где и что можно купить.
Илья Лучковский, коллекционер: Был такой Костаки – коллекционер в Москве, потом он уехал в Грецию, но у него было много интересных таких суждений по поводу коллекционирвания, и со временем я понял, что он был прав, он говорил, что когда коллекционер видит хорошую работу, он никогда не должен думать о том, сколько она стоит, он должен ее обязательно приобрести. Потому что второго такого момента может уже и не предвидится, вот такие моменты у меня были, потому что я был хоть и научным сотрудником, но приходилось все-таки как-то отрывать эти средства от семьи, иногда приходилось задумываться, стоит – не стоит и вот из-за этого, может быть, какие-то работы ушли.
Так однажды Лучковский не поторопился купить картину Зинаиды Серебряковой, знаменитой художницы, которая до отъезда в Париж жила в селе Нескучном под Харьковом, и полотно увезли в Новосибирск. Когда возможнось приобрести Серебрякову предоставилась второй раз, Лучковский уже не медлил, и вопреки собственным правилам, поменял одну из картин на Серебряковский пейзаж.
На вопрос, сколько стоит коллекция, Лучковский отвечает всегда одинаково: она бесценна, потому что заново собрать все эти картины невозможно.
По информации на сайте одного из рассийских аукционов, в прошлом году картина, к примеру, Роберта Фалька, он тоже есть в собрании Лучковского, была продана за 50 тысяч долларов.
Но самое удивительное, что бесценную коллекцию Лучковский готов подарить городу. При единственном условии, если будет создан муниципальный музей частных коллекций.