Web Analytics
Укрокоп | MediaPort

Их и спустя десять дней службы активно обсуждают пользователи соцсетей и журналисты. В новостях о них — всюду слово «первый»: первый выход на патрулирование, первое задержание, первое применение оружия, первые ДТП. Несмотря на обилие материалов о полицейских, сдержанных оценок их работы пока ещё мало. Корреспондент «МедиаПорта», допустив некоторую долю субъективизма, попытался написать именно такой текст. Напомнить, кто все эти люди, как их отбирали и почему полицейскими их пока можно назвать лишь с натяжкой.

С вечера 4-го июля в Киеве я живу с ощущением дежавю. Столько полицейских машин на улицах раньше видел только несколько лет назад в Тбилиси. Там патрульные авто внушали ощущение спокойствия, хотя ничем, кроме материалов в СМИ, оно не было подкреплено. Здесь — ощущается разве что робкая надежда. 

Как всё начиналось

Отбор в новую патрульную службу Киева начался 19 января 2015 года. Подразделению предстояло взять на себя функции сотрудников патрульно-постовой службы и Госавтоинспекции. Пробовать себя в конкурсе могли мужчины и женщины в возрасте от 21 до 35 лет, несудимые, с водительскими правами категории «В». Действующие милиционеры участвовали в отборе на общих основаниях с гражданскими претендентами. Стать патрульными пожелали более 33 тысяч человек. Первоначальный отбор и обучение прошли около двух тысяч полицейских.

Фильм-эксперимент Богдана Кутепова «Піду в поліцію». Громадське ТВ

Обучали стражей порядка по американской методике с привлечением специалистов из США. Центр подготовки патрулей возглавила экс-министр образования Грузии Хатия Деканоидзе.

Форма для патрульных была закуплена в США на гранты американского правительства, рассказывала первый замминистра внутренних дел Эка Згуладзе. Отличие униформы от милицейской — не только в цвете и дизайне (темно-синяя «одежда» сделана по образцу формы нью-йоркских полицейских), но и в функционале: на каждом экземпляре — нашивка с фамилией патрульного, на кителе — камера. 4-го июля на Софиевской площади полицейские принесли присягу на верность украинскому народу.

Есть служба нет закона

Присягу новые патрули приносили по новому Закону — «О национальной полиции», который парламент принял второго июля. На языке оригинала «клятва» звучит так:

«Я, (прізвище, ім’я та по батькові), усвідомлюючи свою високу відповідальність, урочисто присягаю, що буду вірно служити Українському народові, дотримуватися Конституції та законів України, втілювати їх у життя, поважати та охороняти права і свободи людини, честь держави, з гідністю нести високе звання поліцейського та сумлінно виконувати свої службові обов’язки».

Но закон и к моменту присяги не был подписан ни спикером парламента, ни президентом. Подпись президента под документом не появилась до сих пор, закон не вступил в силу. И хотя на форме у патрульных нашивка «полиция», сейчас они работают как милиционеры, разъяснял министр внутренних дел Арсен Аваков. Всех новых стражей порядка зачислили в Департамент патрульной полиции Киева, который возглавил командир роты патрульной милиции особого назначения «Свитязь», человек с опытом службы в зоне АТО, Александр Фацевич.

Селфи с копом

Едва появившись на улицах Киева, полицейские стали «антуражем» для селфи. Теги #селфізкопом и #‎kyivpolice‬, сопровождающие фото с патрульными, разошлись по соцсетям. Против искушения сфотографироваться с полицией не устояли и первые лица государства.

Источник фото: официальный сайт президента Украины
Источник фото: официальный сайт президента Украины

У патрульной полиции появились официальная и неофициальная страницы в Facebook, аккаунт в Instagram.

Если в официальном паблике информация подаётся сдержанно, то в неофициальном сообществе, в записи о ДТП с маршруткой, можно встретить такую фразу: 

«Мы не роботы и не ангелы, конечно, нам бы очень этого хотелось. Мы такие же люди, как и вы. Мы устаём так, как и вы, и так же можем сделать ошибку».

Стиль «полиции с человеческим лицом» в данном случае имеет обратную сторону — авторы сообщения не привели ни объяснений, какие именно выводы будут сделаны из аварии, ни насколько серьёзно пострадала девушка-полицейская, да и фразу о том, что виновником ДТП был полицейский, заменили формулировкой: «Имел место человеческий фактор и усталость водителя «Тойоты». 

О любви киевлян к полицейским часто говорят чиновники, в том числе первые лица страны. По версии президента Петра Порошенко, жители города появление новых патрулей воспринимают как свершившееся чудо.

«Вы знаете, эта неделя везде: в сюжетах телевидения  — и я благодарен за это журналистам, — в социальных сетях, на YouTube, была наполнена позитивными сообщениями о каком-то чуде. Все восприняли абсолютно практические, и разумные, и вроде бы такие будничные вещи, как чудо. Посмотрите: вот там остановились патрульные полицейские и взяли на буксир машину, которая заглохла, там остановились, чтобы помочь заменить колесо, там одели наручники на генерала — и это диво для всех. И далее происходят вещи, которые привели к фантастическому, к очень стремительному росту доверия к полицейским», — сказал глава государства 10 июля на заседании расширенной коллегии МВД.

В народном сознании, однако же, не всё так однозначно. Читая отзывы киевлян, можно встретить и уже ставшую анекдотом реплику…

— Откройте, милиция!

— Идите отсюда, а то сейчас полицию вызову.

…и отзыв о новой службе как о «полиции по вызову милиции». Действительно, в практике полицейских уже бывали случаи, когда патрульные не могли справиться с задачей и вызывали «традиционных» милиционеров. Об одном из таких эпизодов — оформлении ДТП в центре Киева — четвёртого июля писал местный сайт 44.ua.

«После столкновения, которое привело к небольшим вмятинам, мимо ДТП проехало четыре патрульных машины. Пятый экипаж остановился, однако, выставив временный знак, не смог составить соответствующие документы. Спустя некоторое время на место прибыл привычный экипаж ГАИ и оформил происшествие», — говорилось в материале.

Проблемы с оформлением ДТП признал и главный киевский полицейский Александр Фацевич.

«Так как патрульные обучаются, на практике обучаются оформлять ДТП, времени на оформление у нас сейчас (уходит) больше, чем это делали опытные сотрудники Госавтоинспекции. Однако мы работаем, у нас спланированы занятия, так же вместе с сотрудниками ГАИ, и это время мы сократим», — сказал Фацевич на расширенном заседании коллегии МВД.

Аварии

Но полиции придётся учиться не только оформлять ДТП, но и ездить, не совершая их. В перерыве расширенной коллегии 10 июля Фацевич сказал: с момента начала патрулирования полицейские четырежды попадали в дорожные аварии. Ближе к вечеру того же дня сообщил: произошли ещё два ДТП с участием полицейских машин. Говоря о причинах аварии, Фацевич не скрывает недостатка подготовки.

«Во время их (полицейских — ред.) обучения повышения навыков их вождения не было, просто не было времени, сейчас будем с этим справляться, проводить занятия», — объяснил он.

На фоне частых аварий резонансной стала тема с «автогражданкой» на патрульные машины.

23 июня по результатам тендера Автохозяйство ГУ МВД в Киеве заключило договор на страхование гражданско-правовой ответственности водителей с ПАО «СК «Украина». За полисы на триста автомобилей ведомство заплатило 273 тысячи гривен. О проблемности выбранной страховой компании заявило и Моторное (транспортное) бюро Украины (объединение страховщиков автогражданки), и Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг.

1-го июля за двухмесячную задолженность перед фондами бюро МТСБУ исключило компанию из своих членов, тем самым лишив её права заключать новые договоры по «автогражданке». А член Нацкомфинуслуг Денис Ястреб заявил — на ПАО «СК Украина» в ведомство поступали многочисленные жалобы, связанные с невыплатами именно по полисам ОСАГО.

«С учётом того, что есть более 500 обращений граждан, по которым не выплачены страховые компенсации, можно сделать вывод, что задолженность страховой компании является достаточно значительной», — сказал Ястреб.

Но в МВД вопросом будущих выплат пока не обеспокоены.

«Если у нас будут признаки того, что соглашение не работает или по нему есть злоупотребления или отказ в выплатах, тогда, я согласен, проблема может быть, но пока что я вообще не вижу никакой проблемы относительно страхования гражданско-правовой ответственности относительно наших автомобилей», — так прокомментировал ситуацию директор Департамента коммуникаций МВД Артём Шевченко.

Полиция против милиции

В ночь на 7 июля на Оболонской набережной произошла драка между отдыхающими. Предполагаемого виновника стычки полиция доставила в райотдел. Но милиция его отпустила. Как позже объяснила представительница ГУМВД в Киеве Ирина Левченко, задерживать нарушителя без санкции судьи можно было не более, чем на три часа.

А 9-го июля телеканал СТБ сообщил о новом конфликте между полицией и милицией в Оболонском районе. Полицейские задержали пьяного майора милиции, но сотрудники райуправления милиции его отпустили. 

Когда противостояние между полицией и милицией стало публичным, на него отреагировал министр внутренних дел Арсен Аваков. Начальнику Оболонского райотдела Михаилу Никонову он объявил о неполном служебном соответствии, а двух офицеров райотдела — уволил.

Уволил и начальника Деснянского райуправления милиции Леониду Куряту. Причину кадровых решений министр объяснил так: «Противодействие и саботаж в реализации новой схемы работы патрульной полиции».

Обратная связь

Повышенное внимание киевлян к работе полицейских можно проследить с помощью YouTube. Кроме обсуждения работы патрульных (к примеру, задержания ими бездомного), в соцсетях набирает популярность веб-сериал украинской студии «Мамахохотала». 

В его первой серии есть эпизод, где полицейские «арестовывают» граффитчика. Между «патрульными» происходит такой диалог: 

— Рома! Читай, что он написал! 

— «ПТН-ПНХ»

— Э-ээ, чё теперь делать? 

— Арестовать!

— Ага! А потом в Интернете напишут: «Новая полиция за Путина! Аваков арестовывает патриотов!» Давай его отпустим?

— Ага! А потом в Интернете все будут писать: новая полиция отпускает правонарушителей. 

Создатели сериала говорят: решили поддержать патрульных. 

«Полицейские у нас смешные, в каких-то моментах растерянные и неуклюжие, но самое главное, что они добрые и молодые», — рассказал в одном из интервью продюсер сериала Роман Грищук. 

Личный опыт 

За годы журналистской работы, сталкиваясь с милицией на разных событиях, как правило от людей в форме я слышал одну фразу: «Обращайтесь в пресс-службу». Давать какие-либо комментарии — даже самые простые — милиционеры зачастую отказываются. Это — показатель закрытости милиции не только для сотрудников СМИ, но и для граждан, которым журналисты передают информацию. 

Общение с полицейскими у меня было пока единственным — на их присяге. Ни один из тех, к кому я обращался с вопросами, отвечать не отказался. Не уходили полицейские и от ответов на неудобные вопросы — например, почему нашивки с фамилиями были не у всех патрульных.

Острых углов не сглаживает и сам Александр Фацевич — например, что полицейских дополнительно не учили  вождению, он рассказывал сам, не дожидаясь наводящих вопросов. Готовность полиции фотографироваться со всеми желающими — тоже жест навстречу публике. Для сравнения, можете посмотреть, как журналисты программы «Утеодин» пытались сделать селфи с милицией. 

Но главный источник надежды — это люди, надевшие форму. На присяге я познакомился с инженером-электриком, который стал командиром роты. С матерью троих детей — на вопрос, почему пошла в полицию, она, погладив по голове младшего, сказала: «Для них». С парнем, который рассказывал, что служба в органах была его детской мечтой, но идти в милицию не хотел из-за «системы». Все трое говорили о том, что хотят менять страну. Если у них получится, о чуде заговорю и я.

Фото: Патрульная полиция Украины, Facebook