Учебники в школах: «деревянные» или на батарейках
Пока украинские школьники ждут обещанного чиновниками введения электронных учебников по всей стране, 10-классники двух харьковских школ учатся при помощи «ридеров» уже два месяца. Как они оценивают ноу-хау?
«Электронный» и «деревянный» – так обозначает на уроках два вида учебников учительница биологии в 6-й гимназии. На партах во время её урока – тетради, ручки, микроскопы, чашки Петри. И две книжки: одна – обычный учебник, вторая – электронный.
В октябре, когда десятиклассники 27-го лицея и 6-й гимназии получали электронные книжки от спонсоров-производителей, ни одного обычного учебника у них не было вовсе. Эта параллель – дети, которые должны были первыми пройти 12-летнее обучение – книги традиционно получают с запозданием.
Вот и сейчас, в декабре, они получили ещё не все учебники для 10 класса. Но «Биология» уже есть. Чем пользоваться на уроке – каждый выбирает сам. Так, пара мальчишек на задней парте смотрит в одну электронную книгу на двоих. А две девочки в чёрно-белом – каждая принесла и «классический» учебник, и электронный «ридер».
Достоинства электронных книжек несомненны – десятиклассники в один голос перечисляют: сумки теперь стали легче, да и в поездки на каникулах удобней брать с собой лёгкое устройство вместо стопки книг. Можно читать в транспорте – причём не только учебники, а любую книжку, которую сам загрузишь в память устройства. Настоящая «библиотека в кармане», мечта фантастов.
Но есть и недостатки. Тут мнения учеников тоже сходятся. Главная проблема – у презентованной школьникам модели нет зарядки. Источник питания – обычные батарейки, на которые приходится тратиться каждую неделю. Либо обзаводиться многоразовыми аккумуляторами и устройством для их зарядки – что, по мнению школьников, значительно менее удобно, чем, например, зарядка для мобильного телефона.
Дарина Козеровская, ученица 10-Б: «Бывает: урок, середина дня – а на следующем уроке она разрядилась, и нету батареек».
Кроме того, у «ридеров» маленький экран. Именно поэтому многие продолжают таскать с собой громоздкие книжные томики. «Удобно пользоваться большим форматом. В электронных шрифт можно увеличивать, но книжка есть книжка», – поясняет соседка Дарины по парте Валерия Ивахно. Кроме того, добавляет она, в электронных учебниках неудобно искать иллюстрации – чтобы увидеть картинку полностью, надо переключать режим, к тому же, пока она загрузится, проходит довольно много времени. А самое худшее – картинки не цветные. Когда речь заходит о картах или диаграммах – это важно.
Людмила Чижевская, учительница биологии в 6-й гимназии: «Они дольше, чем в учебнике ищут, почему – если бы формат был А4, это было бы для них удобнее, а здесь меньше формат, они не привыкли к такому. Вот сегодня подходила к девочкам в среднем ряду – «А где тут цель, а где?..» – да вот же, ты её прозевала. Они привыкли видеть больший объём материала, чем подаётся на этой странице».
В целом, кроме формата, учительницу в «ридерах» всё устраивает. Отмечает и пользу для детских спин. На вопрос о том, не легче ли школьникам списывать из маленькой электронной книжки – смеётся: «У меня не списывают!». Это, считает, дело не техники, а учителя.
Но мечтает: вот если бы было видео, «ридерам» бы и вовсе цены не было. Если уж вводить технику в школы – так использовать преимущества, которые она может предоставить, считает педагог.
Людмила Чижевская, учительница биологии в 6-й гимназии: «Там обязательно должно быть что-то типа съёмок. По биологии – фазы процессов, подробно разложенные. Я, что могу, на препаратах показываю, но… А по литературе, возможно, отрывки фильмов, иллюстрации. Конечно, безусловно, нужно работать с оригиналом, но нужно же и заинтересовать детей!»
Когда дети закончат 10 класс, электронные книжки, как и обычные, они сдадут в библиотеку, рассказывает директор 6-й гимназии Александра Зуб. А в 11-м – получат их снова. Следующий за ними класс может и без ноу-хау обойтись, так как вовремя получит весь набор обычных учебников, считает директор.
Харьковский проект масштаба двух школьных параллелей – явление самостоятельное – эксперимент фирмы-разработчика, поддержанный местной властью. Десятиклассники получили книжки, а разработчики «обкатку» и отзывы школьников. В планах у губернатора был отчёт об эксперименте лично Министру образования Дмитрию Табачнику, и, возможно, рамочное соглашение между Министерством и Харьковской областью о создании пилотного проекта. Однако визит Табачника в Харьковскую область отменился, и проект чиновники отложили.
В компании, предоставившей «ридеры», рассказывают: эта модель не разрабатывалась как учебник, ее только сейчас адаптируют для школьных нужд. При этом непременно учтут и пожелания учеников. Правда, не все. Например, сделать выход в интернет через «ридер» несложно – но, считают в компании, для учёбы это ненужно. Необходимые материалы дети могут скачать и залить в электронную книжку сами, а возможность выйти в сеть на уроке будет только отвлекать.
Игорь Нехаев, генеральный менеджер компании «Ectaco-Украина»: «Мощный аккумулятор на 40 часов непрерывной работы – можно ввести. А маленький формат… да, но зато её можно положить в карман. Конечно, 9-дюймовый экран лучше, 12 – ещё лучше, а на доске – совсем великолепно всё видно! Но надо найти золотую середину»
В итоге, предполагает Нехаев, экран книжки станет 6-дюймовым, то есть, увеличится на один дюйм (2,54 см.) в диагонали, по сравнению с нынешним.
Несколько месяцев назад Михаил Добкин упоминал как о перспективе производство американских «ридеров» на Харьковском заводе имени Шевченко. Книжки это бы удешевило, заводу дало заказы. «Это реальный проект, это реальный вопрос, он обсуждается и, думаю, дойдёт до позитивного решения», – говорит генеральный менеджер компании «Ectaco-Украина». Подробностей в компании пока не рассказывают. В ближайшее время, говорят, её руководство собирается приехать в Харьков.
Харьковские чиновники сферы образования тем, как проходит эксперимент, довольны.
Оксана Дегтярёва, главный специалист управления образования по вопросам информатизации: «Опыт позитивный, и отзывы детей – 300-граммовая книжка вместо 7 учебников… Наиболее эффективно изучаются предметы гуманитарного цикла, дети сами добавляют художественную литературу».
За здоровье детей, получивших «ридеры» на тестирование, в горсовете не опасаются. Книжки сертифицированы Министерством здравоохранения и Государственной санитарной службой как соответствующие всем нормам и критериям.
Чиновников беспокоит одна проблема – тексты учебников. Министерство образования вывешивает их у себя на сайте, но только по частям. Возникают ситуации, когда все опубликованные главы уже пройдены, а новых нет, как и бумажных версий.
Останется ли сотрудничество фирмы и двух школ частным экспериментом или электронную книжку сможет получить любой харьковский ученик? Ответа на этот вопрос в городском Департаменте образования нет. Каких-либо отчётов в Министерство образования ещё тоже не передавали. Чтобы сделать выводы об итогах эксперимента, прошедших двух месяцев недостаточно, считает директор Департамента образования Ольга Деменко. Итоги городские чиновники будут подводить в начале 3-й четверти.
Но чиновники и на государственном уровне заявляли – рано или поздно электронная книжка придёт в каждую школу. Напомним, ранее обеспечение школьников электронными книгами чиновники называли в числе национальных проектов, финансировать которые будут совместно государство и частные спонсоры.
19 февраля 2010 года в Киеве прошла презентация первого электронного учебника, специально разработанного под школьные нужды фирмой PocketBook. Он в карман не поместится – размером фактически с лист А4, экран – 9,7 дюймов (около 25 см.) в диагонали, весит около полукилограмма. Стоит – 400 долларов (для сравнения, «харьковские» – около 160). Партию таких учебников – также в рамках эксперимента – в прошлом учебном году выдавали 10-классникам столичного колледжа им. Сухомлинского, сообщает портал Хvatit.com. Они «участвовали» в его разработке – тестировали и более ранние версии «покетбука».
Вопросом выхода электронных книг в школах за рамки единичных экспериментов занимался киевский Институт инновационных технологий и содержания образования. Там разработали подробный план проекта, рассказал первый заместитель директора Института Валерий Доний.
По словам Дония, пилотному проекту «Электронная книга – образованию» необходима разработанная и утверждённая государственная программа внедрения. Кроме того, внедрение электронных учебников потребует корректировки законодательства. Разработкой новых и изменением действующих законодательных актов, по мнению спеиалистов, должны заняться Министерство здравоохранения, Министерство промышленной политики и Министерство финансов.
Начать широкомасштабный пилотный проект, считают специалисты, возможно с I квартала 2011 года. Проект предполагает тестирование «ридеров» школами разных регионов страны и различными научно-исследовательскими учреждениями – Институтом психологии им.Г.С.Костюка, Институтом гигиены и медицинской экологии им.О.М.Марзеева, и другими.
Эти предложения, говорит Доний, поданы на рассмотрение Кабмину. Если правительство их поддержит – Министерство образования и науки займётся проектом. Но когда Кабмин их рассмотрит и даст ответ – сейчас точно сказать нельзя.
Мировой опыт
Ближайший сосед – Россия – к электронным учебникам также подбиралась. Осенью этого года около 500 «ридеров» должны были попасть в несколько школ на тестирование, писало Издание CNews. Прототип «читалок» предоставила украинская компания PocketBook, дорабатывало его совместное российско-украинское предприятие. Устройство с экраном размером со страницу учебника должно было называться «Дигитека».
Однако в проект вмешались издатели, печатающие обычные бумажные учебники. Телекомпания НТВ цитирует в своём сюжете от 1 сентября коллективное письмо издателей тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову: «Безнравственно проводить эксперимент над московскими школьниками. Длительное взаимодействие с ридером может быть угрозой психическому здоровью ребенка. Нивелирование роли традиционной книги может привести к разрушению культурного стандарта, связанного с ролью книги в интеллектуальном и личностном развитии человека».
Прочитав письмо, мэр постановил: эксперимент остановить. Как заявлял тогда спикер Мосгордумы Владимир Платонов, – это ещё не окончательное решение, а «осторожный, внимательный подход к новой проблеме, которая сейчас на федеральном уровне никак не решается».
Электронные учебники в московских школах всё-таки появились – но другие, и без громких презентаций. Используют устройства, разработанные компанией Samsung, 6-классники в пяти школах только на одном уроке – «Обществознании», пишет Pro-books. Аналогичные, сообщает Газета.ру, попали в шестые классы двух школ в Челябинской области.
Япония начинает проект замены обычных учебников на электронные под названием «Школа будущего» в этом году, сообщил ряд СМИ со ссылкой на Agence France-Presse. С октября в рамках проекта десять начальных школ оснастили планшетами для учеников и интерактивными классными досками. Проект ориентирован на детей до 12 лет, знакомых с цифровыми технологиями с рождения. Оборудование для проекта произведено компаниями Toshiba и Fujitsu. В случае успеха программы Министерство образования Японии планирует увеличить число школ-участниц до 50 в следующем году.
По информации Александра Барладина, директора киевского Института инновационных технологий, в Китае, Индии и ряде европейских стран замена бумажных учебников электронными уже идёт, пишет журнал Weekly.ua. Однако используют при этом ученики не «ридеры», а школьные нетбуки по цене от 150 долларов. По мнению Барладина, это гораздо эффективней – «букридеры», уверен он, могут обеспечить лишь 20% требований к электронному учебнику.
«По нашему мнению, Украина поторопилась, ни в одной стране мира ридер не является школьным устройством. Главная претензия — у него нет возможности отображения цвета, и изучать историю, географию, анатомию, где много иллюстраций, карт, невозможно. Кроме того, сегодня в школах более 1,5 млн. компьютеров, 14 тыс. компьютерных классов, мультимедийных досок, для которых программное обеспечение «ридера» не подходит», – говорит Барладин.