У православных сегодня Великая Пятница
Сегодня христиане воспоминают Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа. Пятница – день крестной смерти Христа – постный в течение всего года, в саму же Великую Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода солнца.
Православная Церковь в этот день все события спасения мира знаменует богослужениями: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть – богослужением утрени, время ведения Спасителя на суд к Пилату – богослужением первого часа, время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа, время Крестных страданий Христа – шестым часом, время смерти – девятым часом, а снятие тела Христова с креста – вечернею.
Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы – чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы.
В этот день не служится Божественная Литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы – чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних.
В этот день совершается служба выноса Плащаницы – иконы Христа, лежащего во гробе. Примерно в два или три часа дня Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма – во «гробе» – возвышении, украшенном цветами.
В Страстную Пятницу на Руси совершался чин омовения святых мощей: патриарх и многочисленное духовенство под утро облачались в алтаре Успенского собора, затем торжественным крестным ходом направлялись в Благовещенский собор Кремля, где находились мощи святых, частицы животворящего древа Креста. Все эти святыни заранее были выложены на особых столах и аналоях вместе с иконами, в которые помещены были мощи. Из Благовещенского собора с великим почтением и трепетом духовным святыни переносились в Успенский собор.
При чтении тропарей тому святому, мощи которого подавались патриарху, он погружал их в освященную воду, после чего вытирал и снова вкладывал в ковчежцы. С частиц животворящего Креста Господня и других святынь патриарх сам вытирал пыль, омывая их в святой воде. По окончании обряда вода, оставшаяся от омовения мощей в сосудах, как великая святыня раздавалась архиереям, священству и знатным лицам, ею кропились люди.
Конфликтная Страстная пятница
В эти дни Церковь призывает к переосмыслению своей жизни, к глубокой молитве, смиренности и раскаянию, избежанию веселья и ссорам. Но в этом году накануне Пасхи в Украине возникли две конфликтные ситуации – в Одессе и в Кривом Роге.
В Одессе городская власть решила не отменять первоапрельскую Юморину в страстный четверг. В канун Страстного Четверга Одесса разделилась на сторонников и противников празднования Юморины. При этом одна сторона настаивает на соблюдении традиций, другая же, воспринимает решение Одесской городской власти не отказываться от Юморины – как вызов православным, и заверяет, что на тех, кто веселится и разжигает страсти в дни Большой скорби – ожидает наказание Божье.
В то же время в Полтаве городская власть с пониманием отнеслась к религиозным чувствам верующих и перенесла фестиваль смеха и студенческий карнавал, который традиционно происходит 1 апреля – на июнь.
Вторая ситуация – в Кривом Роге: конфликт между ОАО «Кривбасзализрудком» и ОАО «Сухая Балка» об использовании железнодорожных путей. Руководство «Сухой Балки» намерено вывести работников на митинг к Криворожскому горсовету именно сегодня.