Ты кто такой?
Возле станции метро «Университет» вторую неделю подряд играет волынщик. Музыкант «выступает» вечером в одно и то же время. Его «концерт» длится не более часа.
Высокий молодой человек ежедневно приходит к станции метро «Университет» после четырёх часов вечера. Один. Он собирает волынку и начинает играть.
Кто такой и откуда?
Алексей Кошелев — профессиональный музыкант, приехал из Санкт-Петербурга.
Алексей Кошелев, музыкант: «Я приехал к любимой девушке. И просто стою здесь играю. Я — музыкант, и репетировать надо, а в гостях не порепетируешь».
Алексей занимается музыкой с четырёх лет. Начинал с игры на баяне. Сейчас он играет на 20 инструментах. Последним стала волынка. Её он «освоил» пять лет назад. Учился у своих коллег-музыкантов, от одного из них ему достался инструмент.
Алексей Кошелев, музыкант: «Сделал его испанский мастер Антон Лорелло. Он сам играл на нём шесть лет, потом продал его в Россию. Инструменту 30 лет».
Волынка состоит из нескольких трубок, сделанных из самшита, тростника, гренадила. «Мешок» инструмента в старину делали из кожи. Сейчас её заменяет материал Gore-tex, сверху обтянутый бархатом. Такая «модель» — испанская волынка. А вообще на волынках играли разные европейские народы: французы, ирландцы, шотландцы, испанцы, — рассказывает Алексей. Были похожие инструменты и на территории Киевской Руси и Белоруссии.
Россиянин играет в основном средневековую музыку.
Алексей Кошелев, музыкант: «Это старинная средневековая музыка Европы. Это Испания — я же играю на испанском инструменте, поэтому испанских мелодий достаточно много традиционных именно для этого инструмента. Бретонскую музыку играю, английскую старинную музыку. Чаще всего это старинные мелодии или современные — адаптированные для инструмента».
В Питере Алексей выступает на фестивалях, даёт концерты с группой Musica Radicum.
В Харькове волынщику тоже предложили работу — Алексей играет с местной группой Spiritual Seasons (в репертуаре в основном ирландский фолк).
Играть на волынке нужно каждый день, рассказывает Алексей. Это как тренировка — чтобы «завести волынку», нужно «подкачать» мыщцы лица, к тому же играть можно только стоя. Поначалу музыкант мог играть несколько минут на инструменте. Сейчас — около двух часов без перерыва. Но дома музыкант репетирует в крайних случаях: в день концерта около 15 минут. Или когда разучивает песни. Говорит, что соседей жалко.
Алексей Кошелев, музыкант: «На улице играю часто, волынка — инструмент громкий. По необходимости, конечно же. Дома стараюсь не играть. Выхожу играть на улицу, чтобы репетиционные часы нагонять. […] Независимо от того, где я есть, — стараюсь выйти и играю. И, как видите, у меня «репетиционные часы» оплачиваются достаточно неплохо. Здесь в среднем за час-полтора — около 200 гривень».
— Кофр стоит в двух-трёх метрах от Вас. Не боитесь, что Вашу «оплату» могут украсть?
Алексей Кошелев, музыкант: «Со мной произошло это один раз за много лет. И то у меня их взял какой-то ребёнок. Я так понял, что ему нужнее эти сто рублей были, которые он выхватил из кофра. Один раз это было за много лет. Поэтому в наш народ я верю и люблю».
Необычная средневековая музыка харьковчан как минимум удивляет. Некоторые прохожие останавливаются на несколько минут послушать, кто-то снимает на видео или фото.
Эдуард Мужевский, студент: «Необычно, экзотично. Всё-таки волынка — это не массовый инструмент. Интересно послушать».
Харьковчанин Дмитрий Корниевский слушал игру музыканта почти полчаса.
Дмитрий Корниевский: «Мне настолько это близко. Я и сам могу джигу станцевать ирландскую».
Недовольные слушатели встречаются редко, рассказывает волынщик. В Харькове за две недели произошёл один инцидент: трое выпивших мужчин сначала танцевали и кричали возле музыканта, а потом стали отвлекать его. Один из них пытался даже сыграть на волынке, но у него ничего не вышло.
В Харькове музыкант планирует оставаться ещё несколько недель. Говорит, что репетировать будет по-прежнему возле станции «Университет». Помешать репетиции может только плохая погода: «В дождь, конечно же, играть нельзя — даже если ты в маске и ластах. Если сильный мороз, инструмент может играть меньшее количество часов. Дальше он размокает — и его надо сушить до следующего подхода».