Web Analytics
Турчинов поставил вопрос о военном положении. Что это такое | MediaPort

И.о. президента Украины, председатель Верховной Рады Александр Турчинов поручил Совету национальной безопасности и обороны Украины изучить вопрос о целесообразности введения военного положения в Донецкой и Луганской областях. «МедиаПорт» предлагает справку по этому вопросу.

В распоряжении Александра Турчинова, опубликованном на официальном сайте и.о. президента, говорится:

«Неотложно проработать с участием Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, Администрации Государственной пограничной службы Украины вопрос необходимости введения военного положения в Донецкой и Луганской областях, где проводится антитеррористическая операция, для предотвращения развития и прекращения вооружённого конфликта на территории Украины, недопущения массовой гибели мирного населения и военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, обеспечения стабилизации ситуации и восстановления нормальной жизнедеятельности в названных регионах государства».

Вопрос, о котором идёт речь в распоряжении Турчинова, регулирует Закон Украины «О правовом режиме военного положения», принятый в 2000 году.

Военное положение (ВП) документ определяет как «особый правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных её местностях в случае вооружённой агрессии или угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины, её территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с определением срока действия этих ограничений».

Предложение об установке военного положения президенту Украины подаёт Совет национальной безопасности и обороны. Президент вводит ВП своим указом, который в течение двух дней утверждает Верховная Рада Украины. После утверждения Верховной Радой указ президента немедленно распространяется в СМИ. В указе должно быть указано обоснование необходимости ВП, пределы территории и время, где вводится особый режим, задания военного командования, органов государственной власти и местного самоуправления в рамках военного положения, исчерпывающий список прав и свобод человека, а также прав и законных интересов юридических лиц, которые временно ограничиваются.

Срок действия военного положения — до 30 суток по всей территории Украины и до 60 суток в отдельных её местностях. В случае необходимости режим может быть продлён, но не более чем на 30 суток

Закон о военном положении разрешает военному командованию вместе с органами исполнительной власти предпринимать следующие меры. 

  1. Вводить трудовую повинность для оборонительных работ, ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, общественно полезных работ;
  2. Использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий и организаций всех форм собственности для нужд обороны, менять их режим работы, условия труда;
  3. Изымать для временного пользование необходимое имущество министерств, центральных и местных органов исполнительной власти, территориальных общин, предприятий и граждан, в том числе и транспортные средства, сооружения, машины, механизмы, оборудование и другие объекты, связанные с обслуживанием транспорта, выдавая об этом документы установленного образца;
  4. Устанавливать охрану важных объектов национальной экономики Украины, которые обеспечивают жизнедеятельность населения;
  5. Вводить комендантский час (запрет на нахождение в определённое время суток на улицах и других общественных местах без специальных пропусков и удостоверений)  и устанавливать особый режим светомаскировки;
  6. Устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу перемещения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, движение транспорта;
  7. Проверять документы у граждан, а в случае необходимости осматривать вещи, транспрорт, багаж и грузы, служебные помещения и жилища граждан;
  8. Ставить вопрос о запрете деятельности политических партий, общественных организаций, если они угрожают суверенитету, национальной безопасности Украины, её государственной независимости и территориальной целостности, жизни граждан;
  9. Осуществлять контроль за работой предприятий связи, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, учреждений и организаций культуры, использовать местные радиостанции, телевизионные центры и типографии для военных нужд и разъяснительной работы среди войск и населения, регулировать работу любительских приёмно-передающих радиостанций, передачу информации через компьютерные сети;
  10. В случае нарушения или невыполнения мероприятий правового режима военного положения изымать у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан радиопередающее оборудование, телевизионную, видео- и аудиоаппаратуру, компьютеры, другие средства связи;
  11. Запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, алкогольными напитками и веществами на спиртовой основе;
  12. Изымать у граждан огнестрельное оружие и боеприпасы, холодное оружие, а у предприятий, учреждений и организаций — учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества;
  13. Запрещать призывникам и военнообязанным менять место проживания без ведома военного командования;
  14. Устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность по расквартированию военнослужащих и размещению военных частей, подразделений и учреждений;
  15. Устанавливать порядок использования убежищ, сооружений и других объектов для защиты населения, а также удовлетворения потребностей обороны. 
  16. Проводить эвакуацию населения, предприятий, учреждений, организаций и материальных ценностей;
  17. Вводить нормированное обеспечение населения основными продовольственными и непродовольственными товарами, лекарствами;
  18. Отстранять от должностей руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее исполнение обязанностей, назначать исполняющих обязанности руководителей предприятий;
  19. Принудительно изымать и отчуждать имущество у юридических и физических лиц для нужд обороны. 

В условиях военнного положения запрещаются:

  • изменение Конституции Украины;
  • изменение Конституции Автономной Республики Крым;
  • проведение выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховный Совет Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления;
  • проведение всеукраинских и местных референдумов;
  • проведение забастовок.

В условиях военного положения не могут быть ограничены

  • право на равенство перед законом;
  • запрет на лишение гражданства Украины, право на изменение гражданства;
  • право на жизнь;
  • право на уважение к достоинству человека;
  • право на свободу и личную неприкосновенность;
  • право на индивидуальные или коллективные обращения в органы государственной власти;
  • право на жилище;
  • право на равные права и обязанности в браке и семье;
  • право на равенство детей в правах независимо от происхождения;
  • право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти;
  • право на знание своих прав и обязанностей;
  • невозвратный принцип действия законов;
  • право на правовую помощь;
  • право не выполнять преступные распоряжения и приказы;
  • норма о непривлечении к ответственности дважды за одно и то же правонарушение;
  • принцип недоказанности вины человека до тех пор, пока она не будет установлена обвинительным приговором суда;
  • принцип, по которому человек не несёт ответственности за отказ давать показания против себя, членов семьи и близких родственников. 

Введение военного положение не может быть основанием для использования пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. 

О введении военного положения Украина должна немедленно проинформировать Генерального секретаря ООН и государства, на которые распространяется действие Международного пакта о гражданских и политических правах.

Первый вице-премьер-министр Украины Виталий Ярема заявил, что вопрос о военном положении Совет национальной безопасности и обороны рассмотрит после инаугурации нового президента Украины Петра Порошенко — она намечена на 7 июня

«Моя личная позиция состоит в том, что в рамках АТО (антитеррористической операции — ред.) можно проводить все необходимые действия, а военное положение, которое может быть введено на территории Луганской и Донецкой областей, может как поспособствовать, так и навредить решению этой сложной проблемы», — цитирует Ярему агентство «Интерфакс-Украина».

Второго июня и.о. заместителя главы Администрации президента Украины Андрей Сенченко признал, что раньше вопрос о военном положении не ставился из-за выборов президента.

«Все силовики, сцепив зубы, терпели, потому что нужно было избрать президента», — сказал Сенченко в эфире программы «Шустер LIVE».

В конце мая своё «военное положение» ввели самопровозглашённые Донецкая и Луганская «народные республики». Власти так называемой «ЛНР» объявили всеобщую мобилизацию мужчин в возрасте от 18 до 45 лет. 

     6) встановлювати особливий режим в'їзду і виїзду,  обмежувати 
свободу пересування громадян,  іноземців та осіб без громадянства, 
а також рух транспортних засобів; 

     7) перевіряти  документи  у  громадян,  а  в   разі   потреби 
проводити огляд речей,  транспортних засобів,  багажу та вантажів, 
службових  приміщень  і  житла  громадян,  за  винятком  обмежень, 
встановлених Конституцією України ( 254к/96-ВР ); 

     8) у  порядку,  визначеному  Конституцією і законами України, 
порушувати питання  про  заборону  діяльності  політичних  партій, 
громадських   організацій,   якщо   вона   загрожує  суверенітету, 
національній  безпеці  України,  її   державній   незалежності   і 
територіальній цілісності, життю громадян; 

     9) здійснювати   контроль  за  роботою  підприємств  зв'язку, 
поліграфічних   підприємств,   видавництв,   телерадіоорганізацій, 
театральних,  концертно-видовищних та інших підприємств, установ і 
організацій  культури,   використовувати   місцеві   радіостанції, 
телевізійні  центри та друкарні для військових потреб і проведення 
роз'яснювальної роботи серед військ і населення; регулювати роботу 
цивільних    телерадіоцентрів,   забороняти   роботу   аматорських 
приймально-передавальних радіостанцій  особистого  і  колективного 
користування та передачу інформації через комп'ютерні мережі;