Турчинов поставил вопрос о военном положении. Что это такое
И.о. президента Украины, председатель Верховной Рады Александр Турчинов поручил Совету национальной безопасности и обороны Украины изучить вопрос о целесообразности введения военного положения в Донецкой и Луганской областях. «МедиаПорт» предлагает справку по этому вопросу.
В распоряжении Александра Турчинова, опубликованном на официальном сайте и.о. президента, говорится:
«Неотложно проработать с участием Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, Администрации Государственной пограничной службы Украины вопрос необходимости введения военного положения в Донецкой и Луганской областях, где проводится антитеррористическая операция, для предотвращения развития и прекращения вооружённого конфликта на территории Украины, недопущения массовой гибели мирного населения и военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, обеспечения стабилизации ситуации и восстановления нормальной жизнедеятельности в названных регионах государства».
Вопрос, о котором идёт речь в распоряжении Турчинова, регулирует Закон Украины «О правовом режиме военного положения», принятый в 2000 году.
Военное положение (ВП) документ определяет как «особый правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных её местностях в случае вооружённой агрессии или угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины, её территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с определением срока действия этих ограничений».
Предложение об установке военного положения президенту Украины подаёт Совет национальной безопасности и обороны. Президент вводит ВП своим указом, который в течение двух дней утверждает Верховная Рада Украины. После утверждения Верховной Радой указ президента немедленно распространяется в СМИ. В указе должно быть указано обоснование необходимости ВП, пределы территории и время, где вводится особый режим, задания военного командования, органов государственной власти и местного самоуправления в рамках военного положения, исчерпывающий список прав и свобод человека, а также прав и законных интересов юридических лиц, которые временно ограничиваются.
Срок действия военного положения — до 30 суток по всей территории Украины и до 60 суток в отдельных её местностях. В случае необходимости режим может быть продлён, но не более чем на 30 суток.
Закон о военном положении разрешает военному командованию вместе с органами исполнительной власти предпринимать следующие меры.
- Вводить трудовую повинность для оборонительных работ, ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, общественно полезных работ;
- Использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий и организаций всех форм собственности для нужд обороны, менять их режим работы, условия труда;
- Изымать для временного пользование необходимое имущество министерств, центральных и местных органов исполнительной власти, территориальных общин, предприятий и граждан, в том числе и транспортные средства, сооружения, машины, механизмы, оборудование и другие объекты, связанные с обслуживанием транспорта, выдавая об этом документы установленного образца;
- Устанавливать охрану важных объектов национальной экономики Украины, которые обеспечивают жизнедеятельность населения;
- Вводить комендантский час (запрет на нахождение в определённое время суток на улицах и других общественных местах без специальных пропусков и удостоверений) и устанавливать особый режим светомаскировки;
- Устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу перемещения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, движение транспорта;
- Проверять документы у граждан, а в случае необходимости осматривать вещи, транспрорт, багаж и грузы, служебные помещения и жилища граждан;
- Ставить вопрос о запрете деятельности политических партий, общественных организаций, если они угрожают суверенитету, национальной безопасности Украины, её государственной независимости и территориальной целостности, жизни граждан;
- Осуществлять контроль за работой предприятий связи, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, учреждений и организаций культуры, использовать местные радиостанции, телевизионные центры и типографии для военных нужд и разъяснительной работы среди войск и населения, регулировать работу любительских приёмно-передающих радиостанций, передачу информации через компьютерные сети;
- В случае нарушения или невыполнения мероприятий правового режима военного положения изымать у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан радиопередающее оборудование, телевизионную, видео- и аудиоаппаратуру, компьютеры, другие средства связи;
- Запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, алкогольными напитками и веществами на спиртовой основе;
- Изымать у граждан огнестрельное оружие и боеприпасы, холодное оружие, а у предприятий, учреждений и организаций — учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества;
- Запрещать призывникам и военнообязанным менять место проживания без ведома военного командования;
- Устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность по расквартированию военнослужащих и размещению военных частей, подразделений и учреждений;
- Устанавливать порядок использования убежищ, сооружений и других объектов для защиты населения, а также удовлетворения потребностей обороны.
- Проводить эвакуацию населения, предприятий, учреждений, организаций и материальных ценностей;
- Вводить нормированное обеспечение населения основными продовольственными и непродовольственными товарами, лекарствами;
- Отстранять от должностей руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее исполнение обязанностей, назначать исполняющих обязанности руководителей предприятий;
- Принудительно изымать и отчуждать имущество у юридических и физических лиц для нужд обороны.
В условиях военнного положения запрещаются:
- изменение Конституции Украины;
- изменение Конституции Автономной Республики Крым;
- проведение выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховный Совет Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления;
- проведение всеукраинских и местных референдумов;
- проведение забастовок.
В условиях военного положения не могут быть ограничены
- право на равенство перед законом;
- запрет на лишение гражданства Украины, право на изменение гражданства;
- право на жизнь;
- право на уважение к достоинству человека;
- право на свободу и личную неприкосновенность;
- право на индивидуальные или коллективные обращения в органы государственной власти;
- право на жилище;
- право на равные права и обязанности в браке и семье;
- право на равенство детей в правах независимо от происхождения;
- право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти;
- право на знание своих прав и обязанностей;
- невозвратный принцип действия законов;
- право на правовую помощь;
- право не выполнять преступные распоряжения и приказы;
- норма о непривлечении к ответственности дважды за одно и то же правонарушение;
- принцип недоказанности вины человека до тех пор, пока она не будет установлена обвинительным приговором суда;
- принцип, по которому человек не несёт ответственности за отказ давать показания против себя, членов семьи и близких родственников.
Введение военного положение не может быть основанием для использования пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.
О введении военного положения Украина должна немедленно проинформировать Генерального секретаря ООН и государства, на которые распространяется действие Международного пакта о гражданских и политических правах.
Первый вице-премьер-министр Украины Виталий Ярема заявил, что вопрос о военном положении Совет национальной безопасности и обороны рассмотрит после инаугурации нового президента Украины Петра Порошенко — она намечена на 7 июня.
«Моя личная позиция состоит в том, что в рамках АТО (антитеррористической операции — ред.) можно проводить все необходимые действия, а военное положение, которое может быть введено на территории Луганской и Донецкой областей, может как поспособствовать, так и навредить решению этой сложной проблемы», — цитирует Ярему агентство «Интерфакс-Украина».
Второго июня и.о. заместителя главы Администрации президента Украины Андрей Сенченко признал, что раньше вопрос о военном положении не ставился из-за выборов президента.
«Все силовики, сцепив зубы, терпели, потому что нужно было избрать президента», — сказал Сенченко в эфире программы «Шустер LIVE».
В конце мая своё «военное положение» ввели самопровозглашённые Донецкая и Луганская «народные республики». Власти так называемой «ЛНР» объявили всеобщую мобилизацию мужчин в возрасте от 18 до 45 лет.
6) встановлювати особливий режим в'їзду і виїзду, обмежувати свободу пересування громадян, іноземців та осіб без громадянства, а також рух транспортних засобів; 7) перевіряти документи у громадян, а в разі потреби проводити огляд речей, транспортних засобів, багажу та вантажів, службових приміщень і житла громадян, за винятком обмежень, встановлених Конституцією України ( 254к/96-ВР ); 8) у порядку, визначеному Конституцією і законами України, порушувати питання про заборону діяльності політичних партій, громадських організацій, якщо вона загрожує суверенітету, національній безпеці України, її державній незалежності і територіальній цілісності, життю громадян; 9) здійснювати контроль за роботою підприємств зв'язку, поліграфічних підприємств, видавництв, телерадіоорганізацій, театральних, концертно-видовищних та інших підприємств, установ і організацій культури, використовувати місцеві радіостанції, телевізійні центри та друкарні для військових потреб і проведення роз'яснювальної роботи серед військ і населення; регулювати роботу цивільних телерадіоцентрів, забороняти роботу аматорських приймально-передавальних радіостанцій особистого і колективного користування та передачу інформації через комп'ютерні мережі;