Web Analytics
Троллейбусный бунт | MediaPort

Водители и кондукторы коммунального предприятия «Горэлектротранс» снова протестуют. Сегодня утром на дорогу не выехали машины двух троллейбусных депо. Люди боятся реорганизации предприятия. Городские власти хотят «как лучше», но транспортники уверены: выйдет, как всегда. Хронология событий неспокойного вторника – в репортаже «МедиаПорта».

Стоп-машина

Рано утром, около пяти часов, когда у сотрудников «ГЭТ» начинается первая смена, в троллейбусном депо №2 движение застопорилось. Водители и кондукторы отказались «выходить на линию». Так же решили поступить и их коллеги из троллейбусного депо №3.

Ни один водитель не завёл машину.

К 7.00, когда в депо №2 приехали милиция, директор коммунального предприятия «Горэлектротранс» Сергей Почепецкий и представители мэрии, — водители и кондукторы «сдались» и вышли в рейс. Люди говорят: начальство «настойчиво уговаривало».

Депо №3 протестовало и в первую смену, и во вторую — до конца дня троллейбусы так не вышли в город.

Без троллейбусов остались районы Павлово Поле, Алексеевка, посёлок Жуковского, ХТЗ, Рогань, Новые Дома, Салтовка.

За чем дело стало

Вместо привычной причины для протестов сотрудников «ГЭТ» — невыплаты заработной платы — на повестке дня у протестующих сегодня вопрос о реорганизации предприятия.

В этом году горсовет решил: на базе двух трамвайных и двух троллейбусных депо создать четыре отдельных коммунальных предприятия (в них переведут сотрудников «ГЭТ»), и под своё «крыло» их возьмут частные перевозчики.

Ещё одно новое КП — «Горэлектротранссервис» — по плану мэрии, будет заниматься исключительно ремонтами путей, контактной сетью, подстанциями.

В мэрии уверяют: без работы никто не останется. Сотрудники уволятся из «ГЭТ», но при этом сразу же перейдут на работу в новое предприятие.

Весь этот сложный для простого рабочего механизм перевода из старого предприятия в новое, плюс отсутствие зарплаты за июнь и июль, долги в Пенсионный Фонд (по информации Почепецкого, это 34 миллиона гривень) и перспектива появления «электронного кондуктора» (а значит и увольнения кондукторов; их на предприятии больше 300 человек) пугает сотрудников «Горэлектротранса».

Реакция властей

Директор Департамента транспорта и связи Сергей Дульфан уверяет: в депо сами хотели самостоятельности. И теперь, когда всё готово к переходу сотрудников в новые КП, коллектив «идёт на поводу у неизвестных людей».

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Прикрываясь совершенно другими причинами, люди, не имеющие отношения к “Горэлектротрансу”, люди, которые позиционируют себя в разное время то юристами, то профсоюзными активистами, вносят смуту в коллектив».

Люди, о которых говорит Дульфан, — это инициативная группа «Прорвёмся!» во главе с Андреем Ильговым. Её члены создали альтернативный профсоюз «ГЭТ», теперь они пристально следят за деятельностью предприятия и поддерживают напуганных преобразованиями людей.

Позиция горсовета: так называемый альтернативный профсоюз и его члены — «подстрекатели».

Протестующих же Сергей Дульфан называет «людьми, залезающими в карман».

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Основная причина, чего боятся бастующие сотрудники “Горэлектротранса”, – это потерять вот эти незаконные доходы, которые они имеют благодаря тому, что залезают в карман каждому жителю города Харькова. Вот это правда!»

В подтверждение своих слов на пресс-конференции в горсовете Сергей Дульфан показывает видеозаписи, сделанные осенью прошлого года. На экране водители трамваев отдают выручку неизвестным людям. Дульфан объясняет, такое мошенничество — не единичный случай.

Кадр видеозаписи, которую демонстрировали в горсовете. Водитель на кругу трамваев в районе Южного вокзала отсчитывает часть выручки, чтобы отдать неизвестному человеку

Что это за посторонние люди, установлены ли виновные, уволены ли они из «ГЭТ» — на эти вопросы в мэрии не отвечают. Рекомендуют обратиться в милицию.

«Если вы были в третьем депо, извините, это мало похоже на коллектив, похоже на плюющую себе под ноги кучку, сидящую на заборе», — подытожил характеристику бастующих Сергей Дульфан.

Обещания

Июньский долг по зарплате, а ещё текущую, июльскую зарплату, и даже деньги за половину августа водителям и кондукторам выплатят 15 августа, обещает Сергей Дульфан.

«В связи с тем, что вся бухгалтерия “Горэлектротранса” занимается подготовкой документов, связанных с переводами, мы хотели одним разом выплатить всю заработную плату, при увольнении сотрудника так, как того требует закон, то есть полностью закрыть заработную плату плюс наработка последних дней, плюс компенсация за неиспользованные отпуска либо дать сотруднику возможность перевести часть неиспользованного отпуска на новое предприятие», — объясняет задержку руководитель департамента.

В депо №3 сегодня днём приехал прокурор города Харькова Евгений Попович.

На собрании с сотрудниками депо он рассказал: о задолженности в Пенсионный Фонд, которая накопилась за два года, в прокуратуре знали, подавали протесты.

Евгений Попович, прокурор города Харькова: «Мы внесли два предписания руководителю предприятия по невыплате заработной платы. С нашей помощью возмещено девять миллионов гривень долга. Что касается исков, мы отработали всю сумму задолженности к Пенсионному Фонду, она составляет порядка 47 миллионов гривень, мы внесли иски в Хозяйственный суд о возмещении суммы 47 миллионов в интересах Пенсионного Фонда, в интересах государства».

Большинство исков уже рассмотрены, утверждает Попович. Материалы находятся в исполнительной службе.

Реорганизация «Горэлектротранса» — законна, заверил коллектив прокурор. Если руководство будет пугать увольнением, Попович предлагает обращаться к нему. Больше того, обещает прокурор: соответствующие службы до 22 августа проверят все финансовые потоки «ГЭТ».

Что теперь будет с людьми, которые вышли с протестом? Гендиректор «Горэлектротранса» Сергей Почепецкий утверждает: административная комиссия предприятия разберётся с каждым отдельно. Мирно.

Сергей Почепецкий, гендиректор КП «Горэлектротранс»: «Прогулял? Как прогулял? Что прогулял? Будем разбираться отдельно. В соответствии с законодательством, участием профсоюза».

Сами рабочие большим начальникам верят мало. Завтра на работу люди выйдут и троллейбусы в город выведут. Но предупреждают: если их требования не учтут, не будет зарплаты, не будет гарантий, 8 августа городской электрический транспорт снова встанет. И тогда начнётся бессрочная акция протеста.