Три причины простоя на ХТЗ
Дорогое дизтопливо, дешевое зерно, срыв государственных программ и даже конкуренты-китайцы. Это неполный список причин, по которым на полтора месяца остановилось производство на заводе ХТЗ, утверждает администрация. В декабре на тракторном планируют собрать только то, что уже стоит на конвейере – это 53 машины.
В пятом цехе, где обычно работают 250 человек, сегодня не больше двух десятков. Рабочие завершают наладку трех тракторов, которые заказало Министерство обороны. Три с половиной тысячи сотрудников – практически каждого второго работника – до января администрация отправила отдыхать – рабочие получат две трети зарплаты, как компенсацию за вынужденный простой.
Виктор Нестеренко, начальник цеха сборки: «Директор поставил задачу заниматься только реализацией тракторов, приостановить временно производство, на тот период, когда произойдет определенный объем реализации».
Дата пуска сборочных цехов, которую сегодня называют в администрации, – пятнадцатое января. Это если завод получит из госбюджета тридцать миллионов гривень. По закону, фермер, который покупает отечественную технику, платит только 70% цены, тридцать добавляет государство. Сегодня заявки от крестьян есть, но тракторы продать не получается – бюджетные деньги закончились. Впрочем, госкомпенсации – не единственная причина простоя завода.
Владимир Атамась, директор по персоналу ХТЗ: «Те деньги которые наш производитель планировал выделить на закупку сложной сельхозтехники… Эти деньги съел рост цен на горючее в том числе и падение закупочной цены на зерно».
Третья серьезная причина кризиса на ХТЗ, говорят в администрации, – конкуренция. С Российского и Казахского рынков, на которые приходится 70% продаж ХТЗ, харьковчан оттеснили местные производители и новые игроки – китайцы. В итоге на складской площадке завода стоит 600 тракторов, еще 400 – на площадках дилеров.
Геннадий Топорков, помощник гендиректора завода: «300-340 тракторов в месяц, которые хотелось бы выпускать, на них нет покупателей. А то, что отгружают, как вы видите, это всего-навсего единицы из тех тысячи тракторов, что накопились у нас на площадке».
Сегодня со склада отгрузили 5 машин, они уедут в Волынскую область. Такие заказы заводу мало помогают, для того чтобы запустить производство на ХТЗ, нужно распродать хотя бы половину товара на складе. Месяц вынужденного простоя, по словам руководства, стоит заводу 10 миллионов гривень.