Транспортный сбор: эволюция, расходы, отношение автомобилистов
Почти четверть средств, потраченных на ремонт дорог в Харькове, – деньги, которые поступили в городскую казну от владельцев транспортных средств.
В минувшем году местные власти получили 100% налога с владельцев транспортных средств. В предыдущие годы городские бюджет получал этот налог не полном объеме, а только 70% суммы. Но в 2009 правительство решило поддержать местные бюджеты и отдать им этот сбор в полное распоряжение.
Налог с владельцев транспортных средств поступает в специальный фонд городского бюджета. В прошлом году сумма составила 48,6 миллионов, хотя в плане стояла цифра почти 44. Именно столько, сколько и планировали получить – 43,8 миллиона гривен – власти направили на ремонт и содержание дорог. Это почти четверть всех дорожных расходов-2009. В целом на содержание, ремонт и реконструкцию дорог из городской казны потратили 195,3 млн. грн.
Поступления от владельцев машин в предыдущие годы были существенно меньше. Так в 2008-м налога с владельцев транспортных средств городская казана получила 30,8 млн. грн., в 2007-м 26,3 млн. грн. А в 2004-м поступления от этого налога вообще составили чуть больше 12,4 миллионов.
В бюджете, как и в законе «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов», четко прописано: деньги, которые отдают автомобилисты государству, должны тратиться на ремонт дорог.
Но большинство харьковских автомобилистов, опрошенных Институтом Горшенина, так не считают: 50% опрошенных в этом однозначно уверены, а еще 31,7% почти уверены. И только 12,0% придерживаются обратного мнения.
Больше половины опрошенных (58 %) не слышали об инициативе упразднения транспортного сбора как отдельного налога и включения его в стоимость бензина. 43% знают о подобной инициативе. Мнения респондентов относительно этой инициативы разделились практически поровну: 46,5% ее одобряют, и 40,7% высказались отрицательно. 12,8% затруднились дать ответ на этот вопрос.
Харьковские автомобилисты разошлись во мнениях относительно способа оплаты транспортного сбора. 44,2% предпочитают его оплачивать привычным образом – при прохождении техосмотра, 40% не против того, чтобы транспортный сбор был включен в цену бензина. Каждый шестой респондент (15,8%) не смог дать однозначный ответ.
Опрос проводился 17-18 марта 2010 года Харьковским филиалом Института Горшенина. Всего, согласно стихийной выборке, опрошено 600 автомобилистов Харькова в возрасте от 18 лет.
По данным областной Госавтоинспекции, в Харьковской области зарегистрировано около полумиллиона автомобилей.
В материале использованы отчеты об исполнении городского бюджета в разные годы.