Транспортная реформа: больше – не всегда лучше
Эффект от транспортной реформы харьковчане должны увидеть весной. Тем, что происходит сейчас на городских маршрутах, в мэрии недовольны. Первый вице-мэр Александр Кривцов призывает перевозчиков и подчиненных улучшать обслуживание.
После того, как в городе сократили количество маршрутов и перевозчиков, одной из основных проблем стало несоответствие транспорта количеству пассажиров. Автобусы большой вместимости на одних маршрутах, заменили небольшие маршрутки. Горожане жалуются: раньше уехать на работу было проще, теперь всегда едут «как сельди в бочке».
Александр Кривцов, первый заместитель Харьковского городского головы: «Почему ездят переполненные, так что подняться на некрутой подъем не могут. Где рейды, которые мы проводили?! Почему, я не замечаю активности?!… Мы сказали «А», наделали здесь шума и шороха в городе очень много, связанного с укрупнением и объединением перевозчиков, давайте же сделаем реальные логические шаги, чтобы это объединение дало реальный эффект, и весь город увидел, что это шаг, который привел к улучшению. Что действительно 16 крупных, что они сознательные, что это лучшие из лучших наших перевозчиков…».
Александр Кривцов считает, к весне харьковчане должны увидеть результаты в качестве обслуживания и безопасности, иначе хорошая реформа обернется неудачей.
В Харькове сейчас на 150-ти маршрутах работает 1120 автобусов. Получается, по 7,4 автобуса на маршрут. Евгений Ляшенко, начальник управления транспортной инфраструктуры города считает: этого количества достаточно. Теперь нужно менять качество – выпускать на маршруты большие автобусы. Сейчас чиновники уговаривают перевозчиков покупать новые автобусы и «перетасовать» транспорт между маршрутами: выпускать большие автобусы вместо «микро».
Бизнесмены после смены маршрутов только приходят в себя. Говорят: когда 15 лет работаешь по одной схеме, к новой за месяц привыкнуть сложно. Нужно рассчитать количество транспорта, интервал движения, решить, какие автобусы, куда выпускать. О больших, конечно думают, но это не панацея.
«Договор на маршрут мы подписываем на 5 лет, причем автобус должен быть новый, а я только четыре года кредит возвращаю, а еще год на новый кредит зарабатываю. Это, если взять «Богдан», например, который стоит 320-340 тысяч (гривень – ред.). Поэтому сложно делать частые закупки таких автобусов. А если говорить о таких ЛАЗах, которые сейчас в город пришли, то они 1 миллион 600 стоят. Сколько же буду его отрабатывать?» – считает руководитель фирмы-перевозчика Александр Степко.
Есть еще одно «но»: не всякие дороги подходят для больших низкопольных львовских автобусов. Например, из его дюжины маршрутов такой подошел бы на один – №43 «Залютино-Холодная гора», говорит Степко. Там сейчас ездят 18 «Рут», их легко заменили бы 8 ЛАЗов. А в других случаях узкие, крутые, старые улочки и маленькие остановки на пути подходят зачастую только для микроавтобусов.