Точка входа. Как Краматорск развивает культуру
«Это «Чечня» — здесь дома недостроенные, а это «Чернобыль» — здесь сцену эвакуации для «Авроры» снимали, — за окном автомобиля проносятся мрачные спальные районы Краматорска. Рэпер Сергей Поляков везёт нас в студию звукозаписи своего друга. И музыканты, и активисты, и местная власть в один голос утверждают: если не работать над культурной жизнью Краматорска, город превратится в болото.
Сергей Поляков — бизнесмен и организатор фестиваля Rap Juice. Он проходит в Краматорске раз в год, собирает от 500 до 1000 слушателей и около 15 рэп-исполнителей Донбасса и всей Украины.
— Сначала фестиваль проводили мои друзья, в 2000-х я сам стал читать рэп как хобби, решил помочь с организацией и так остался, — вспоминает Сергей. — С каждым годом в Rap Juice участвуют всё меньше исполнителей — они выезжают работать в другие города или за границу. Вообще одни из самых известных местных музыкантов — это рокеры Mamanet. Родоначальники донбасского рэпа — группа Old T — переехали в Москву. Да, в больших городах немного легче донести свою музыку до широкой аудитории. Но я считаю, что пробиваться не обязательно. Достаточно делать хорошую музыку и записываться на качественной аппаратуре.
Студия звукозаписи Евгения Карпенко находится в частном секторе. В комнате на втором этаже своего дома Евгений пишет музыку для вокалистов и рекламы. На звукорежиссёра он выучился в Киеве, в университете театра, кино и телевидения. Потом вернулся в Краматорск и купил аппаратуру.
— Зарабатывать музыкой можно и дома, например, недавно я написал трек для рекламы израильского молока, — рассказывает Евгений. — Каждый день я расту и получаю от этого удовольствие.
И Сергей, и Евгений видят изменения в культурной жизни Краматорска — появляются новые проекты и пространства. Но и за них приходится бороться:
— В парке Пушкина был советский летний кинотеатр. Он уже старый, и его решили совсем снести, чтобы построить там очередную детскую площадку. А нам как раз не хватает такого открытого пространства для разных мероприятий — от показов фильмов и матчей до танцев и концертов.
Он написал петицию, собрал подписи и добился того, чтобы на реконструкцию летнего кинотеатра выделили деньги из городского бюджета.
— Хочется, чтобы театр работал каждый день, чтобы разные организации проводили там свои мероприятия, — рассуждает музыкант. — Особенно это важно для пожилых людей и детей, чтобы они чувствовали себя здесь нужными.
Непаханое поле
Одним из первых петицию Сергея Полякова подписал Николай Дорохов — координатор молодёжной платформы «Вільна Хата» в Краматорске. Три года назад её открыли представители благотворительной организации «Львівська освітня фундація».
«Вільна Хата» занимает здание на первом этаже многоэтажки в центре города, здесь можно отдохнуть, развлечься и поработать. В команде организации — восемь человек, они занимаются культурно-образовательными и социальными проектами.
— На Пасху уже три года подряд мы проводим этнофестиваль «Гаївка». В 2015-м это был первый фестиваль после боевых действий. В горсовете говорили, что к нам никто не придёт, потому что люди боятся. Но людям как раз это было и нужно, — вспоминает Николай. — Раньше в Краматорске не было такой роскоши, как выбрать, куда бы сегодня сходить – одновременно может идти и концерт, и постановка. Мы задали тон — только в 2015-м провели четыре фестиваля за лето!
В рамках программы «Добрый сосед» общественники помогают нуждающимся, в основном многодетным семьям и детям-сиротам. Ещё один важный проект платформы «Вільна Хата» — развитие социального предпринимательства Kramatorsk Innovation Platform.
— До этого у нас были курсы по социальному предпринимательству, где мы разбирали работу уже существующих предприятий — Pizza Veterano, «Горіховий дім», «Ласка». В Украине уже есть эта тенденция, да и у нас в городе хватает. Например, есть «Клуб предпринимателей Краматорска». Они поддерживают нас и местного скульптора Вячеслава Гутырю. Первое в городе вегетарианское заведение VegaLife часто помогает фестивалям, а летом устраивает открытую площадку для просмотров фильмов, — рассказывает Николай.
Краматорск он называет городом для самореализации:
— Здесь непаханое поле работы, ты можешь заняться практически всем. Для этого нужны только силы и терпение. Что касается культуры, то мы сами можем формировать тренды. Культура — это та точка входа в головы людей. Если говорить о развитии культуры, то в Украине долгое время занимались Софией Ротару и только сейчас стали заниматься ONUKA. Всё украинское воспринималось шароварщиной, считалось некрутым. Сейчас уже есть проблески. Но не в нашей обладминистрации — там всё ещё София Ротару. К тому же, в последнее время пострадало понятие патриотизма — его дискредитируют те, кто на волне патриотизма выискивает буквы «ы» и машет кулаками.
Профессиональные кадры
Управление культуры и туризма Донецкой обладминистрации недавно переехало в здание детского сада. Софии Ротару здесь не слышно — возможно, потому, что тихий час. В просторном кабинете нас ждёт Алина Певная — заместитель начальника управления. Она говорит на украинском и просит упомянуть об этом, если текст будет русскоязычным.
— У галузі культури я працюю вже 23-й рік, — рассказывает о себе Алина Певная. — Починала свою трудову діяльність на посаді методиста Мар’їнського районного палацу культури, була фахівцем районного відділу культури, директором Палацу культури, начальником відділу культури… Тепер майже три роки в обласному управлінні культури — спочатку була начальником управління, тепер заступник начальника.
До переезда в Краматорск Алина Певная жила с семьёй в Красногоровке.
— 8 січня 2015-го завдяки тому, що собака вивів нас із чоловіком з кухні, ми залишилися живі — снаряд упав біля вікна. Коли починався конфлікт, в Мар’їнській райдержадміністрації було всього двоє з проукраїнськими настроями — я і начальник фінансового управління. Тому мене і «ДНРівці» захоплювали на шість годин, і прапор, який вони зірвали і хотіли спалити, я в сумочці ховала, — вспоминает Алина Певная. — Ми там не тільки жили, ми продовжували працювати. Коли така складна ситуація, люди губляться. Вони вважають, що, як почалася війна, то життя закінчилося. Коли в цей час ми запрошували людей до палацу культури на концерт, вони дивилися на нас як на полуумних. Коли в Палац культури потрапив снаряд, і він не загорівся, ми зрозуміли, що це наша фортеця.
Управление культуры и туризма — единственное управление Донецкой облгосадминистрации, которое не переехало на подконтрольную территорию. Оно не работало пять месяцев.
— Коли мене призначили на посаду начальника, я створювала управління з нуля. Майже місяць працювала одна, потім ми поступово провели конкурси та сформували управління. Найбільша проблема в сфері культури на Донбасі — в нестачі професійних кадрів. Наприклад, у Мар’їнці проживають 1800 жителів, там є школа і палац культури. У палаці культури працює одна людина, яка одночасно і директор, і художній керівник, і режисер, і постановник, і швачка, і техпрацівник, і охоронець … Як казав Черчілль, якщо ми не будемо виділяти гроші на культуру, то для чого ми будемо воювати? Я завжди розвінчую стереотип про те, що культура — це останнє, на що треба витрачати кошти. Від того, що така думка побутує зараз, у нас і є цей конфлікт.
Глубинные изменения
С должности начальника на должность заместителя Алину Певную сместили по инициативе местных общественников, недовольных её работой.
— В воскресенье устраивают очередной концерт, детей сгоняют выступать. В зал, рассчитанный на 1000 человек, приглашают пятеро людей на колясках, двое из них не могут подняться, падают и ушибаются. Но по бумагам концерт прошёл успешно, — возмущается Максим Потапчук, глава общественных организаций Liberi Liberati и «Пласт Краматорск». Мы встречаемся во дворце культуры «старого города» — отдалённого района Краматорска. Здесь проходит итоговое мероприятие литературного конкурса «Кальмиус» — одноимённый фестиваль. Конкурс организуют Максим Потапчук и Оксана Проселкова, фестиваль — Вера Шелест, Александра Папина, Татьяна Пилипец и Дмитрий Раков.
Одна из площадок фестиваля «Кальмиус» во Дворце культуры имени Л. Быкова
Максим Потапчук работал советником в Управлении культуры и туризма, но надолго там не задержался, чтобы «не спорить с чиновниками структуры, которая сама себя развлекает за бюджетные деньги».
В родном Донецке Максим занимался волонтёрством, в 2013-м вместе с авторами детской литературы провёл акцию «Тату, почитай» — чтения книг для пап с детьми. Общественную организацию Liberi Liberati основал уже в Киеве, после того, как попал в больницу с ранением.
— Это был первый день войны на донецком Евромайдане, — вспоминает Максим. — После больницы присоединился к помощи детям-переселенцам. Мы отправляли их в лагерь, устраивали для них культурно-образовательную программу. В Михайловском соборе создали волонтёрский центр.
Когда Максим понял, что переселенцы в Донецкой области нуждаются в помощи больше, чем те, кто живёт в Киеве, он решил переехать в Краматорск.
— Вот уже третий год занимаемся проектом «Вишиті мрії», — рассказывает глава Liberi Liberati о работе организации на Донбассе. — Привлекаем детей к вышиванию, чтобы они сами этим зарабатывали. Детей это мотивируют, за свои работы они получают реальные деньги и вещи. Одна девочка заработала себе на электронную книгу, мальчик — на термос. Во время вышивания рассказываем интересные факты из украинской культуры, таким образом способствуем изучению истории.
По подсчётам организаторов, в проекте «Вишиті мрії» участвуют около 130 детей из Донецкой и Луганской областей. В школы прифронтовой зоны общественники возят деятелей культуры — писателей, художников, театралов. Там проводят совместные акции, например, разрисовывают детские площадки. Максим Потапчук также возглавляет «Пласт Краматорск».
Мастер-класс по рисованию для детей
— Когда началась война, много пластунов выехало из Краматорска или пошли воевать. Меня пригласили как менеджера. Сейчас в «Пласте» мы пытаемся воспитать из детей ответственных лидеров общества, которые знают, как и ради чего развивать Украину, — объясняет глава организации. — Скажу банальную фразу: дети — это наше будущее. Им надо дать инструмент, которым они будут его строить, — знания.
Одна из общественных организаций, которая активно работает в Краматорске ещё с довоенного времени, — «Фонд розвитку громади». В 2012-м её основали журналист Алексей Олейник и активист Станислав Черногор. В 2013-м они провели первый культурно-спортивный праздник — чемпионат по дворовым видам спорта.
— Два дома — мой и соседний — скинулись по 300 гривен, за эти деньги мы закупили подарки. Соседи играли в «дурака», классики, подтягивались, — рассказывает Станислав Черногор. — Потом мы написали грант, провели «Школу блогеров» с 600 частниками и 24 лекторами — историками, журналистами, правозащитниками, IT-шниками. Стали заниматься экологией — собирали батарейки, пластик, следили за качеством воды в Северском Донце.
Дворец культуры и техники Новокраматорского машиностроительного завода
В апреле 2014-го Станиславу пришлось выехать из Краматорска. На базе организации «Фонд розвитку громади» заработал «SOS-Краматорск» — информационная линия для организации переселения. Но в августе он вернулся домой и стал помогать переселенцам, которые переезжали в Краматорск. Со временем общественники основали центр местной активности «Старе місто» для интеграции переселенцев, помощи людям с инвалидностью и пожилым людям.
— Работаем как волонтёры — без грантовой поддержки.
К изменениям в родном городе Станислав относится скептически:
— Положительные изменения есть, если не копать глубже. Оккупированные территории не финансируются, поэтому на область идёт много денег. Но вместо газопровода в Авдеевке и водопровода в Красногоровке делают фонтаны в Краматорске. Реконструируют парки и скверы, но меняет ли это общую ситуацию с экологией в регионе? То есть серьёзные проблемы не решаются, глубинных изменений не видно. И общественники понимают, что если они уедут отсюда, город превратится в болото.
Культурная дипломатия
Местным активистам помогают международные проекты — в начале декабря преподаватели из вашингтонской театральной организации Company E приехали на восток Украины. В Днепре, Краматорске и Харькове они провели мастер-классы и отобрали почти 70 участников для экспериментальной постановки. Американские тренеры десять дней занимались с украинскими танцорами и вокалистами. И на прошлой неделе в харьковском Оперном показали результат — мюзикл Broadway Bound в сопровождении симфонического оркестра.
Цель проекта — изменения культурной жизни восточных регионов. Результат нельзя увидеть сразу, местные общественники добиваются его годами.
— Теперь у меня появилось желание больше времени уделять музыке, — говорит участница постановки Светлана Арутюнова. В Краматорске она работает в общественной организации «Фонд розвитку громади», в свободное время занимается вокалом. — В конце лета к нам в город приезжали O.Torvald. Они пели на сцене, и я сама себе сказала: «Ты ведь тоже так можешь!».
Мастер-класс Company E для танцоров
В детстве Светлана выступала на школьных концертах, но в консерваторию не пошла: «Музыкантам у нас сложно приткнуться, а в ресторанах джаз не попоёшь. Там хотят танцевать под «Ленинград» и «Верку Сердючку».
Перформанс Company E во Дворце культуры и техники НКМЗ
— Сейчас культурная жизнь Краматорска активнее, чем раньше. Проходят выставки, фестивали, к нам приезжают с концертами и постановками. Здесь есть люди, которые хотят менять к лучшему место, в котором живут. Ведь не обязательно уезжать — можно и в маленьком городе чувствовать себя комфортно, — считает Светлана.
Фото: Павел Пахоменко
Читайте другие материалы проекта Переселенцы.Live.