Тест Volvo XC90 2016: первый класс по-шведски
Предыдущее поколение этой модели возглавляло линейку кроссоверов Volvo на протяжении 12 лет. Просто космический срок по нынешним временам! Сумеет ли новый Volvo XC90 повторить успех предшественника? Захлопнувшаяся дверь и тихий рокот заведённого мотора помогут ответить на этот вопрос: в моих руках — первый представитель новой генерации автомобилей шведской марки.
Помню некоторое оцепенение, когда в 2011 году шведы официально взяли курс на даунсайзинг в разработке силовых установок: в Гетеборге решили больше не устанавливать на свои модели 6- и 8-цилиндровые двигатели. «Мы будем работать над 4-цилиндровыми моторами, которые станут более производительными, чем нынешние 6-цилиндровые, сократят количество уникальных деталей на 60% (!) и вес на 90 кг, позволяя экономить до 35% топлива». При этом в компании утверждали, что даунсайзинг никак не затронет ожиданий клиентов по части удовольствия от управления Volvo.
Даже несмотря на ещё совсем свежие впечатления от кризиса, начавшегося в 2008 году, и всеобщий «экономный» тренд, тогда будущее сугубо 4-цилиндровых моделей, которые должны были бороться за покупателя в премиум-сегменте, вызывало скепсис.
Сейчас, сидя в Volvo XC90 в исполнении D5 Inscription с 4-цилиндровым 2-литровым турбодизелем и чувствуя приятный уверенный подхват, начинающийся на 1750 об/мин, я в очередной раз получаю подтверждение тому, что при современном уровне двигателестроения 2 литров объёма мотора вполне хватает для комфортной езды. Даже если речь идет о 7-местном автомобиле — а нам на тест досталась именно такая версия (в исходном варианте ХС90 доступен в 5-местном исполнении).
А ведь глядя на машину Вам и в голову не придёт, что здесь не 3-4 литра под капотом, а всего «двушка»: в этом «шведе» есть всё, что Вы ожидаете получить, произнеся «у меня Volvo». С поправкой на более высокое рыночное позиционирование, нежели раньше. То есть ощущения «возьми себе немного Швеции», словно Вам в личное пользование предлагается небольшой кусок балтийского побережья Скандинавского полуострова с аккуратной основательно построенной виллой. Просто она помимо комфорта может дарить ещё и удовольствие от передвижения посредством колес.
Дабы не «ошибиться адресом» — мало ли в мире приятных мест вроде Германии или Японии с их собственными «передвижными апартаментами» — дорогу Вам укажут два маяка в виде Т-образной головной оптики. Её фирменное название — «молот Тора», и это тот редкий случай, когда фронтальная часть автомобиля была решена буквально одним этим приёмом. Ну, и само собой, не обошлось без «перечерченной» по диагонали внушительной фальшрадиаторной решётки: обознаться не выйдет при всём желании.
В голове всплывает цифра: в разработку платформы SPA, на которой построен новый Volvo XC90, вложено 11 млрд евро. Для сравнения: в своё время Volkswagen вложил в свою модульную платформу MQB, на которой построен актуальный Golf 7 поколения и целый ряд других моделей концерна, 70 млрд долларов. Но и масштабы производства у VW другие: суммарный годовой объём продаж концерна — 10 млн авто, что в 20 раз больше, чем у Volvo. Но шведы — это премиум. И их новый топовый кроссовер стал первой моделью, построенной в соответствии с новым 4-цилиндровым «эко-стандартом» фирмы. Деньги, надо сказать, потратили с умом…
Не так давно в материале о тесте одного люксового кроссовера я сказал, что знакомство с автомобилем начинается с посадки. В Volvo решили, что знакомство с машиной вообще-то должно начинаться ещё до того, как Вы увидели сам автомобиль. И чёрт меня подери, скандинавскую лаконичность ты действительно ощущаешь, даже не подходя к XC90 —достаточно взять в руки ключ.
Думаю, многие владельцы после покупки ещё долго будут ловить себя на том, что первые ощущения дают минимализм и вкус, с которым выполнен этот Zippo с кожаной отделкой. А затем, сев за руль, для запуска двигателя ты поворачиваешь элегантный кубик с насечкой (машина опознает владельца по ключу в кармане). Под ним — рельефный барабанчик селектора режимов движения Drive Mode. Снова «дорогие» тактильные ощущения.
Кстати, не так давно у другого шведского автопроизводителя — SAAB — запуск двигателя с центрального тоннеля поворотом ключа был отличительной особенностью. Похоже, эта идея понравилась землякам — и теперь уже Volvo предложила свой вариант. Только вместо привычного ключа или нарочитого hi-tech (как сделали в 2008 году у Jaguar XF с его «пульсирующей» кнопкой Start/Stop) используется нефиксируемый кубик актуатора. Повернул его направо — запустил двигатель, повернул налево — выключил. По ощущениям — приятнее, чем ставший уже привычным старт «с кнопки».
Вспоминается, как во время премьеры представители Volvo, говоря об интерьере нового ХС90, словно заклинание твердили «…наша задача — суметь визуально передать все то, что принято обозначать термином «скандинавский стиль» — элегантную простоту, точность, качество и внимание к деталям…». Всё выполнено именно так. Салон нового ХС90 не пытается «задавить» Вас, навязать сознание собственной значимости, показной мощности или чего-то в том же духе. Зато очень чётко понимаешь, что ряд классных спецов думал о том, как придать функциональности уют в сочетании с хорошим вкусом. За что шеф интерьерщиков Volvo Робин Пейдж в прошлом году и получил премию как лучший дизайнер салона автомобиля на профильном форуме в Штутгарте.
Причём, упомянутые выше детали — это хоть и мощное, но всё же только вступление. А дальше начинает работать старое-доброе-выверенное сочетание «кожа/дерево/полированный металл», которое в интерьере XC90 очень гармонично дополнено цифровыми технологиями. Именно дополнено, а не выставлено напоказ, что выглядит явно выигрышнее по сравнению с попытками той же Tesla создать «интерьер 21 века».
Вам нравится управление второстепенными функциями с помощью многофункционального меню touch screen? Нам тоже, и инженеры Volvo это прекрасно знают, но помимо этого они знают, что такое чувство меры. Поэтому фирменный инфотейнмент-комплекс Sensus оснащён не «телевизиром» между передними сиденьями, а 9-дюймовым экраном, который не выглядит в интерьере инородным телом. Кстати, пользоваться им можно без прикосновений: система считывает ваши движения над нужным пунктом меню, т.е. он будет функциональным и зимой, когда на руках будут перчатки.
Ключ, актуатор двигателя, «бесконтактный» центральный монитор…
Я давно не получал такого удовольствия от деталировки исполнения совершенно обыденных вещей в автомобильной жизни, причём, что называется, не «для фишки», а по делу. Просто целый набор мелочей таил в себе скрытые возможности. Ещё один пример: тянешься к ремню, чтобы пристегнуться — и замечаешь на язычке ремней безопасности дату «1959». Именно тогда Volvo в качестве стандартного оборудования для своих авто представила трёхточечные ремни безопасности в том виде, в каком мы их знаем сегодня. Шведы стали признанными лидерами в области автомобильной безопасности в результате трагедии: шеф Volvo Гуннар Ингелау погиб в автокатастрофе.
Его смерть заставила руководство задуматься: что можно сделать, чтобы автомобили стали более безопасными? В поисках ответа на этот вопрос в компанию пригласили Нильса Болина — инженера, работавшего у конкурентов в SAAB и имевшего наработки по части катапультации лётчиков: как-никак, авиационное подразделение SAAB занималось выпуском боевых самолетов. Болин, как никто другой, знал, что значит правильная и надёжная фиксация человека в кресле — и что это может спасти жизнь.
В тестовом XC90, помимо ремней и подушек безопасности, используется целый ряд систем безопасности, перечисление которых может дать представление о скандинавском спокойствии. Большинство из них работает незаметно для водителя, но есть и такие, чьё влияние на процесс езды очень ощутимо. Например, система автоматического слежения за рядностью движения: если полоса меняется без включения поворотника, невидимый «инструктор» не позволяет машине медленно сползти со своей полосы движения — руль явно сопротивляется «неконтролируемому» повороту. И лишь в том случае, если вы продолжаете поворачивать, машина, понимая, что маневр совершается осознанно, отпускает руль.
Вообще, новый ХС90 способен «воспитывать». Любите топнуть по педали, первым уйти со светофора? В салоне этой Volvo невольно задаёшься вопросом: к чему подобные шалости в городе? Для трека и езды «на отсечке» предназначена совсем другая техника, а здесь в цене совсем другие вещи…
Когда я говорил, что двух литров рабочего объёма вполне хватает для комфортной езды, речь, конечно, шла о спокойной умиротворенной манере передвижения. По сути о том темпе езды, в котором мы проводим абсолютное большинство времени за рулём семейного автомобиля. Так нужны ли в таком случае 3/4/5 литров и 6 или 8 цилиндров под капотом?
Помню, как ехал XC90 предыдущего поколения с 4.4-литровым 8-цилиндровым мотором производства Yamaha: 315 «лошадей», 440 Нм и соответственно, приличная динамика (7.3 до «сотни»). Но в виражах было ощущение, что для такой мощности у машины откровенно неподходящее шасси. Возможно, мне попалась версия с наиболее комфортным вариантом подвески (всего для XC90 V8, который мог оснащаться очень широким списком дополнительного оборудования, предлагались 4 вида пружин разной жесткости), но активный стиль езды тот автомобиль переваривал плохо. А для чего тогда нужен V8 под капотом?
Поразмыслив, шведы решили отказаться от 8-цилиндровых агрегатов, а позже и от 6 «горшков». И я бы не сказал, что в результате они потеряли нечто невосполнимое.
Тестовая машина оснащена опционной прошивкой мотора, повысившей мощность со стандартных 225 л.с. до 233 л.с. и момент с 470 до 500 Нм. Да, полтысячи «ньютон-метров» охотно подхватывают 7-местный автомобиль уже на 1750 об/мин, но мощная тяга у ХС90 D5 — для уверенности, а не для того, чтобы лихачить. 8-ступенчатая автоматическая коробка Geartronic производства японской компании Aisin мягко перебирает передачи — и даже если выбрать в меню Drive Mode режим Dynamic, от этого мало что изменится: ХС90 не любит агрессивную езду, он может быть стремительным (кстати, в режиме Dynamic система Start/Stop не глушит мотор), но при этом остаётся спокойным.
Единственное, что сделает управление более интересным — возможность в режиме Individual перевести работу электроусилителя в «динамичный» режим, оставив остальные настройки «комфортными». Всё, больше ничего не нужно. Крутящего момента под педалью — с запасом, классный интерьер вызывает желание поставить что-нибудь вроде нестареющей «Take five» в исполнении квартета Дэйва Брубека… Пол Дэзмонт, колдующий над саксофоном на мотив гениального Джо Морелло… Сколько секунд до сотни? Без понятия, но вроде бы что-то около восьми. Визг шин в поворотах? Забудьте, в этой машине нужен cool jazz, а не рёв мотора!
Кстати, тестовый автомобиль, оснащенный аудиокомплексом High Performance Sound на 10 динамиков, звучит вполне прилично — в том числе благодаря приятному негромкому рокоту дизеля и хорошей шумоизоляции. Но чтобы в полной мере оценить голос нового ХС90, нужная топовая система Premium Sound от Bowers & Wilkins.
Саунд-инженеры из Volvo задались целью создать лучшее звучание в классе — они назвали это «акустической голографией» — и образцом послужила акустика концертного зала в Гетеборге. 12-канальный усилитель, 19 динамиков суммарной мощностью 1400 Вт, в том числе направленного действия и с вентилируемым сабвуфером… Вам предложат режимы «Концерт» или «Студия». Вот и скажите: к чему торопиться?
Интересно, что общая сбалансированность мягкого характера машины не особо страдает от 20-дюймовой обувки: в режиме «комфорт» пневмоподвеска неожиданно приятно как для такой размерности резины справляется со всей дорожной «прелестью», которая может попасться на пути. О недостатках покрытия под колесами Вам сообщают разве что звуком, оставляя общий комфорт езды на хорошем уровне. Только наиболее крупные выбоины сопровождаются гулким напоминанием, что ХС90, конечно, всеядный, но лупить «на все деньги» не разбирая дороги, пожалуй, не стоит.
Когда дорога заканчивается и начинается её некое подобие с плохо предсказуемой глубиной колеи и малопонятными возможностями дальнейшей езды, волшебным барабанчиком Drive Mode пневмоподвеска переводится в режим Off Road. Кузов при этом поднимается на дополнительные 40 мм — смотрится так, словно машина стала на цыпочки и аккуратненько перебирается через «временные препятствия».
За пределами дороги автомобиль ещё раз показывает свой характер. Вместо «драйверских настроек», которые у 5-дверного кроссовера по определению не сравнятся с мощным купе, Вам предлагается абсолютная уверенность в том, что 2-тонная машина совершенно спокойно доберётся до пункта назначения, даже если по пути придётся преодолеть размытую грунтовую дорогу, лёгкую «пересеченку» или небольшой брод. Главное — не забывайте, что полный привод и внушительный дорожный просвет вовсе не гарантируют «семи чудес света на бездорожье», и что 2 тонны веса — это не шутка, их в случае чего из песка или грязи ещё вытащить нужно. Так что не путайте уверенность в большинстве ситуаций за рулем с самоуверенностью — и всё будет хорошо.
Итак, что в сухом остатке? Совершенно чёткое и, пожалуй, главное впечатление от этого автомобиля — у него есть собственное лицо. Volvo не стремится подражать, нет ощущения, что перед дизайнерами и инженерами поставили задачу непременно ответить на вызов конкурентов — шведская марка просто не боится предлагать свои решения для современной модели этого класса.
И за это стоит отдельно поблагодарить китайцев из Zhejiang Geely Holding Group: подписав в марте 2010 года договор с Ford Motor Company о покупке шведской марки за 1.8 млрд долларов, новые хозяева чётко понимали, какое сокровище попало им в руки — и отнеслись к своему приобретению максимально бережно. В результате Volvo получила возможность сберечь фирменную философию и развивать своё собственное видение школы создания автомобилей. Благодаря чему у компании, которая в 2015 году продала 500 тысяч авто (сравните с 1 млн 623 тыс проданных авто под брэндом BMW и 2 млн 1400 авто у группы Mercedes-Benz Cars), хватило характера и наработок для того, чтобы не превратиться в «вечно догоняющего».
ИТОГ
Основные черты: мощный, вместительный, полноприводный и невероятно харизматичный. За рулём нового ХС90 встречаются как мужчины, так и женщины — и он одинаково подходит как тем, так и другим. Прекрасная работа шведской марки.
Для кого: цените уют со стилем, любите не спеша и с удовольствием прокатиться в выходные? Вам вряд ли удастся найти более подходящий для этого автомобиль.
P.S. тем, кто особенно ценит подчёркнуто стильную подачу во всём, не исключая внешность и интерьер автомобилей, адресована версия XC90 R-Design. Нам повезло: на момент проведения теста такая модификация была в дилерском шоу-руме. И при всём том, что мы остались абсолютно довольны как внешностью, так и интерьером нашей тестовой машины, тем не менее, вынуждены признать: если бы стоял вопрос выбора, увидев R-Design, все сомнения отпали сами собой.
Начиная с цвета кузова, который у нас уже успели окрестить «балтийский шторм» и заканчивая перфорацией кожи на рычаге КПП, в R-Design всё именно так, как должно быть у ХС90. И мы бы не назвали это «спортивным» стилем — просто все акценты в этом исполнении на наш взгляд расставлены просто безукоризненно.
Хотя не будем спорить и с тем, что ХС90 — пожалуй, единственный из семейных автомобилей, в салоне которого хрусталь смотрится совершенно гармонично. Без шуток: в салоне топовой 400-сильной бензо-электрической версии Т8 Twin Engine трансмиссией заведует селектор, выполненный из хрусталя шведского производителя Orrefors — эти парни известны творческим подходом, и помимо сотрудничества с Volvo имеют опыт совместной работы с Карлом Лагерфельдом.
Неожиданный как для Volvo вариант — ХС90 R-Design в красном цвете.
Автомобильное Бюро Sport-Engine благодарит Авто Граф М — официального дилера Volvo в Харькове — за предоставленный для теста автомобиль.
Получить консультацию по поводу наличия и комплектации автомобилей можно по адресу: ул. Большая Панасовская, 29 (бывшая Котлова) или по телефону +38 057 7 171 702
P.P.S. самой мощной версией топового шведского кроссовера будет XC90 Т8 Polestar. За счет большей отдачи от бензинового кластера гибридной силовой установки (334 л.с. и 440 Нм) общая мощность возросла до 421 л.с. и 680 Нм. Спринт 0-100 км/ч такая версия выполняет за 5.5 с — т.е. это самый быстрый дорожный Volvo за всю историю марки.
Краткие технические характеристики Volvo XC90 D5
Двигатель — дизельный, рядный, 4-цилиндровый, с турбонаддувом
рабочий объем — 1969 см3
мощность — 233 л.с. при 3500 об/мин*
максимальный крутящий момент — 500 Нм при 1750 об/мин*
*- с опциональной прошивкой
Трансмиссия — 8-ступенчатая автоматическая Gertronic, полноприводная, с муфтой Haldex пятого поколения.
Динамика: 0-100 км/ч — 7.7 с
Расход топлива (паспортные данные):
— в городском цикле – 6.4 л/100 км
— в трассовом режиме – 5.5 л/100 км
Выбросы СО2 в комбинированном цикле движения — 152 г/км
Тестовый автомобиль был укомплектован резиной Michelin Latitude 3 размерностью 275/45 R20.
Стоимость протестированного Volvo XC90 D5 Inscription — 70 356 евро
Фото: Евгений Романюк и Volvo Car Corporation
Опубликовано на правах PR-материала.
-
Теги:
- Volvo,
- автомобиль,
- машина,
- тест