Техосмотра – нет. Чем расплатимся?
Сегодня опубликован Закон, отменяющий обязательный техосмотр и доверенность на управление автомобилем. Ровно через месяц он вступит в силу. За это же время специалисты прогнозируют появление других «интересных» документов.
Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения излишнего государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок» изменил сразу несколько других законодательных актов: Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский кодекс Украины, Закон «О милиции», Закон «О дорожном движении», Закон «Об автомобильном транспорте» и Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств».
Основные перемены связаны с исключением из документов понятий «техосмотр» и «доверенность».
Вместо ТО – проверки на дорогах
Техосмотр по-новому называется «технический контроль», и по Закону он теперь касается только «коммерческих» автомобилей, то бишь тех, которые перевозят людей и грузы.
Частные автомобили от обязательного технического контроля освобождены. Так в Законе.
На практике, после того как Верховная Рада приняла этот Закон, СМИ раскопали в «Вестнике государственных закупок» информацию о том, что Министерство внутренних дел по результатам тендера 1 июля (ВР отменила техосмотр 5 июля) заключило ряд договоров на покупку микроавтобусов, в числе которых мобильные станции для диагностики состояния автомобилей. Эти передвижные помощники госавтоинспекторов могут измерить эффективность тормозной системы, параметры света фар, дымности отработанных газов двигателя, светопропускную способность стёкол, суммарный люфт рулевого управления и так далее.
Когда начнутся проверки на дорогах и как именно они буду проходить, ГАИ общественности пока не сообщило.
Юристы говорят: для того, чтобы контроль технической исправности авто на дороге был законным, сейчас не хватает нескольких документов.
Денис Журавель, юрист Харьковского автоклуба: «Во-первых, нужно принять нормативный акт, которым разрешить к использованию эти приобретённые автомобили, то есть это будет какой-нибудь приказ по МВД, где будет чётко установлено, что автомобили таких-то марок с такими-то приборами использовать автомобильно-технической инспекции и её сотрудникам в работе на дорогах при контроле технического состояния автомобилей.
Второе: всё оборудование, которое будет установлено на этих автомобилях, должно быть сертифицировано в Украине надлежащими службами, чтобы компетентный орган подтвердил, что действительно измерения проводятся в соответствии с требованиями законов, нормативов и положений.
В-третьих, нужно будет внести изменения непосредственно в «Инструкцию о деятельности подразделений дорожно-патрульной службы ГАИ МВД», где чётко прописать порядок проведения такого контроля на дороге: время, в которое проводится контроль, что именно проверяется, в каких параметрах, при какой температуре и так далее».
Согласно последнему разделу Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения излишнего государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок», в течение 30 дней с момента опубликования документа Кабинет Министров должен привести в соответствие с ним свои нормативно-правовые акты и обеспечить, чтобы то же самое сделали другие органы исполнительной власти. К примеру, исключить из Правил дорожного движения упоминание о необходимости «талона техосмотра» для частных авто.
Обязательная автогражданка и необязательное ТО
Вполне вероятно, что «приведением в соответствие» правительство не ограничится и решит подкорректировать и другие свои документы.
Закон, который отменил техосмотр для частных авто, одновременно внёс изменения в Закон «О страховании»: теперь страховая компания обязана требовать документ о прохождении технического контроля только у владельцев «коммерческого» транспорта.
Денис Журавель, юрист Харьковского автоклуба: «Ожидают принятия специального постановления Кабмина, которым увеличат вилку по размерам страховых сумм для “автогражданки”. Сейчас цена полиса не зависит от того, прошёл технический контроль автомобиль или нет. Постановлением Кабмина могут установить, что, допустим, те водители частных транспортных средств, которые не предоставили документа о надлежащем техсостоянии, тем считать по такому-то коэффициенту, те, кто предоставил, тем считать дешевле. То есть может быть и такое».
Доверяй, но проверяй
Исключение доверенности из списка документов, обязательных для того, кто управляет чужим авто, прописанное в новом Законе, – шаг в сторону цивилизации. Юридически теперь мы наравне с другими «приличными» странами.
Денис Журавель, юрист Харьковского автоклуба: «У нас теперь действует презумпция разрешённости, то есть, если человек управляет чужим транспортным средством и при этом нет сообщения о его незаконном завладении или о пропаже, считается, что он имеет право им управлять».
На практике – юристы советуют не забывать о человеческом факторе и, договариваясь теперь уже устно с владельцем авто, которое планируете на время позаимствовать, не пренебрегать хотя бы примитивной «бумажной работой».
Денис Журавель, юрист Харьковского автоклуба: «Можно заключить любой договор, не запрещённый законом, хоть на коленке, сидя на лавочке, или можно обменяться расписками, которые в итоге могут иметь силу договора, при этом договор необязательно должен быть возмездным, может совершенно бесплатно гражданин гражданину передавать авто для управления. Я бы всё-таки советовал иметь бы при себе хоть какой-то, пусть даже рукописный документ, который бы вам как не собственнику гарантировал защиту от возможных претензий собственника. Пусть человек вам напишет, что “да, я согласен передать вам машину на два месяца”, дата, подпись. Этого будет достаточно».
Подобная бумага сможет защитить в ситуации, если собственник автомобиля внезапно передумает и, к примеру, заявит в ГАИ, что его автомобиль угнали. С отменой доверенности доказать, что владелец авто сам отдал ключи и разрешил покататься, будет сложно. Здесь и пригодится расписка или письменный договор в произвольной форме.