Театр юного зрителя празднует 44-й день рождения
Театр юного зрителя новый спектакль по мотивам романа Сервантеса «Дон Кихот» готовит к ноябрю. Возможно, это будет последняя премьера в нынешнем здании театра, на улице Полтавский шлях, говорят в ТЮЗе. Здесь до сих пор не решены проблемы с отоплением. Но акцентировать внимание на трудностях сегодня в театре не хотят. Причина – 44-й день рождения, который отпраздновал Театр юного зрителя.
Вообще-то у Харьковского ТЮЗа сразу два дня рождения. В 1920-м – по решению советской власти – здесь открылся первый в Союзе специализированный театр для детей. Во время Великой отечественной войны его эвакуировали. Возобновил работу харьковский театр юного зрителя уже в 1960-м году. Вот и получается, говорят в театре, что праздновать можно дважды.
В этом здании театральные традиции, пожалуй, самые старые и живучие. Почти сто лет назад – до ТЮЗа и областного драматического театра здесь был театр «Пельтцер». Его организовал дед – известнейшей советской актрисы, работавшей в «Ленкоме», Татьяны Пельтцер.
Сегодня в ТЮЗе готовят новый спектакль – «Дон Кихот». Предполагают, что премьера состоится в начале ноября. Пока репетируют не на сцене, а в специальном классе. Работа актеров ТЮЗа, рассказывают здесь, приравнивается к труду шахтеров. Играют по два спектакля в день, и роли – от зайчика в детском спектакле, до шекспировских героев. Это постановки для старшей категории зрителей.
Нынешний главный режиссер театра впервые пришел в ТЮЗ как раз в день его второго рождения – в шестидесятом году. Школьником смотрел спектакль «Именем Революции».
Юрий Старченко, главный режиссер Театра юного зрителя: Ну, театр чем всегда жил?! Он жил актерами! Актеры, как тогда, так и сейчас они очень хорошие. И, так сказать, вот у нас есть на сегодняшний день актриса. Я не буду говорить: сколько ей лет, но она наш талисман, что ли… Она начинала работать еще в 50-х годах в этом театре, в областном передвижном украинском театре, и вот она с тех пор начала в 50-х работать и по сей день работает!
Александр Анничев в театре проработал 15 лет. Потом ушел. В отличие от коллег, до сих пор работающих в ТЮЗе, считает, что театры для детей не нужны. Когда его звали в Харьков из Саратова, обещали роль Меркуцио в «Ромео и Джульетте». А пришлось сыграть Людоеда в сказке про Кота в сапогах.
Александр Анничев, актер, бывший заведующий литературной частью ТЮЗа: Всеволод Константинович Чайкин, он утром играл Медведя, а вечером создавал образ Владимира Ильича Ленина. И благодаря тому, что он был артист, в общем-то, очень гибкий и хороший, это получалось у него. По крайней мере, Медведь не носил жестикуляции в себе Ильича и его мудрые мысли, а Ильич не превращался в Медведя.
Сейчас в ТЮЗе говорят, что несмотря на детский возраст, основной массы зрителей хотят замахнуться на очень серьезные и взрослые вещи. Например, «Алхимик» Паоло Коэльо. Бальзаминов Островского и Федот-Стрелец Леонида Филатова на сцене ТЮЗа уже были.