Суд ограничил пикетчиков во времени
Высший административный суд Украины обязал киевских пикетчиков за десять дней до начала акции уведомлять местные власти о планах провести акцию протеста. Харьковские правозащитники опасаются, что решением может воспользоваться Харьковский горсовет.
В ноябре 2011 года Киевская городская государственная администрация (КГГА) обратилась в Окружной административный суд Киева. Киевские власти просили запретить совместную акцию общественного объединения инвалидов «Союз Чернобыль Украина», киевской городской организации ВО «Батькивщина» и других объединений на улицах Грушевского, Банковой и в Мариинском парке. Суд удовлетворил иск КГА и запретил мероприятие. Но организаторы всё равно вышли протестовать — в тот день чернобыльцы пикетировали здание Кабмина на улице Грушевского.
16 мая 2012 года Апелляционный административный суд Киева отменил решение окружного админсуда. Отдельным решением суд обязал привести в соответствие с Конституцией Украины Порядок организации и проведения в городе Киеве негосударственных массовых мероприятий политического, религиозного, культурно-просветительского, спортивного, зрелищного и другого характера. Этот документ обязывает организаторов не позже чем за 10 дней до проведения акции подавать письменное уведомление в исполнительный орган Киевского горсовета.
Высший административный суд Украины 23 января 2013 года отменил оба решения Апелляционного административного суда, в том числе и предписание привести Порядок в соответствие с Конституцией. Документ сейчас активно критикуют правозащитники — в частности, Украинский Хельсинский союз по правам человека, который и разместил текст определения Высшего админсуда на своём сайте.
Чтобы понять мотивировку Высшего админсуда и правозащитников, нужно прояснить ряд моментов.
Право граждан на проведение митингов регулирует статья 39 Конституции Украины. Вот её текст:
«Граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заранее оповещаются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.
Ограничение относительно реализации этого права может устанавливаться судом в соответствии с законом и лишь в интересах национальной безопасности и общественного порядка — с целью избежания беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей».
За сколько именно нужно информировать местные власти, в Конституции не прописано. Не добавилось ясности и после того, как появилось решение Конституционного суда Украины от 19 апреля 2001 года, которым было дано толкование 39-й статье Конституции. В решении суда написано, что организаторы должны оповестить власти в приемлемые сроки. Эти сроки не должны ограничивать право граждан на мирные акции, а с другой стороны, дать возможность власти подготовиться к мероприятиям и обеспечить на них порядок.
Из решения Конституционного суда Украины: «Определение конкретных сроков заблаговременного оповещения с учётом особенностей форм мирных собраний, их массовости, места, времени проведения и так далее является предметом законодательного урегулирования».
Но никакими законами вопрос о сроках на оповещение чиновников не регулируется. Высший админсуд отметил этот факт в своём определении. И посчитал, что, раз закон о митингах не принят, КГГА может использовать свой Порядок организации массовых мероприятий.
Заведующая общественной приёмной Харьковской правозащитной группы Людмила Клочко говорит: определение Высшего административного суда её разочаровало.
«Сегодня, когда ещё нет закона, а Конституция говорит, что право на проведение митингов ограничивается только законом, значит, оно не ограничивается», — объясняет Людмила Клочко.
Людмила Клочко предостерегает: определение Высшего административного суда может стать прецедентом и для харьковских властей. Исполком Харьковского горсовета ещё в 2007 году принял Временное положение о порядке рассмотрения вопросов относительно организации и проведения собраний, митингов, походов и демонстраций в городе Харькове. Этот документ в редакции от 8.12.2010 года действует и сейчас.
Как и киевский Порядок, харьковское Временное положение требует от организаторов подавать уведомление об акции за десять дней до её начала. Временное положение, говорит Людмила Клочко, также противоречит Конституции.
Людмила Клочко, заведующая общественной приёмной ХПГ: «Я не видела, чтобы харьковские суды ссылались на это Временное положение. Они ссылаются на что-то другое. Приводят какие-то другие аргументы. Хотя харьковский административный суд у нас чемпион в Украине по запрету массовых мероприятий, тем не менее он аргументирует это какими-то другими соображениями».
Как харьковские суды действуют сейчас, можно проследить на примере «языкового майдана». С июля по октябрь 2012 года в центре Харькова активисты протестовали против Закона Украины «Об основах государственной языковой политики».
Горсовет не раз обращался в окружной административный суд, чтобы отменить акцию. 9 августа суд запретил молодым людям протестовать на площади Свободы. Запрет объяснил тем, что мероприятие «не согласуется с интересами жителей территориальной громады города Харькова, которые не принимают участия в этом мероприятии». Организаторы переместились к памятнику мячу в саду Шевченко, но суд запретил им протестовать и там — из-за якобы несвоевременного извещения о митинге.
После решения Высшего административного суда теперь не нужно будет придумывать «разумных поводов» для того, чтобы запретить акцию, считает Людмила Клочко. Суду достаточно будет сослаться на Временное положение исполкома.